Граждане России, желающие посетить Украину, с Нового года столкнутся, мягко говоря, с неудобствами. Совет национальной безопасности и обороны этой страны вечером в понедельник решил ввести обязательный сбор биометрических данных с въезжающих иностранцев. В совете не скрывают, что эта мера затронет главным образом россиян. Кроме того (и это самое главное), россияне, желающие посещать Украину, обязаны будут предварительно зарегистрироваться в электронной системе МИДа, представив о себе некие данные.
Идиотская ситуация: власти говорят, что идет война России с Украиной, а вместе с тем люди ездят туда-сюда, туристы и гастарбайтеры перемещаются
«Для граждан России будет реализована электронная система предварительной регистрации. То есть гражданин России, который имеет желание прибыть на территорию Украины, заблаговременно должен будет зарегистрироваться и предоставить в МИД Украины необходимые о себе данные, которые будет определять МИД», – рассказал после заседания секретарь СНБО Александр Турчинов. С формальной точки зрения это еще не введение виз, так как регистрация вроде бы имеет уведомительный, а не разрешительный характер. Однако на визы все это очень похоже, ведь власти будут заранее проверять каждого желающего приехать россиянина – и любой пограничник сможет его «завернуть».
Эти меры вводятся с 1 января. Судя по словам секретаря СНБО, пересекать границу можно будет только с биометрическими паспортами. Порядок сдачи биометрических данных пока не утвержден. Если их, включая отпечатки пальцев, будут брать на границе, время прохождения пограничного контроля это тоже резко удлинит. Учитывая, что многие поезда следуют через границу ночью, ее пересечение для обладателей обычных паспортов может превратиться в сколь неприятную, столь и долгую процедуру.
Россия уже предупреждала, что будет вынуждена вводить зеркальные меры. «Эти квазивизовые решения, которые пытается ввести Украина, конечно, приведут к тому, что Россия введет аналогичные меры. Я, по крайней мере, за это», – сказал газете ВЗГЛЯД глава комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Калашников. Депутат отмечает, что ужесточение пограничного режима еще более разорвет связи между двумя странами, существовавшие сотни лет.
Наконец, ужесточение режима снизит поток миграции – как известно, в России от 3 до 5 млн украинских гастарбайтеров. «Это ухудшает положение рядового украинца, к сожалению. Но настала пора рядовым гражданам оценивать свое руководство по тому, ухудшает ли его действия положение рядового украинца, который едет сюда работать или в гости», – сказал депутат.
Новые меры можно считать визовым режимом, Москва ответит на этот шаг, пообещал первый зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич. «Это, по сути дела, установление визового режима между нашими странами, и его «упаковка» принципиального значения не имеет», – цитирует Клинцевича РИА «Новости». По его словам, «ответные шаги обязательно последуют» – они «в определенной степени» затронут 4 млн украинцев, проживающих в России.
В свою очередь, депутат парламента Украины Дмитрий Андриевский из правящей фракции БПП тоже признал, что новые меры Киева и зеркальный ответ Москвы ударят по рядовым гражданам обеих стран, но он винит во всем Россию. В беседе с газетой ВЗГЛЯД Андриевский заявил: «Да, пострадают все – и российские граждане, и украинские, в том числе и те, кто работает в России. Система предварительной регистрации создаст сложности для россиян. Но снять все проблемы в отношениях наших государств, и эти проблемы тоже, может только одно – прекращение агрессии России. А пока она есть, необходим контроль за передвижением россиян. Как иначе гарантировать безопасность государства?»
Директор Центра политического маркетинга (Киев) Василий Стоякин считает, что вводимые меры – это полноценная замена введению виз. «Граждане России на территорию Украины особенно не ездят. Цель этой провокации – по возможности разорвать отношения людей, чтобы они вообще не знали, что делается по ту сторону границы. Ведь получается идиотская ситуация: власти говорят, что идет война России с Украиной, а вместе с тем люди ездят туда-сюда, туристы и гастарбайтеры перемещаются».
Стоякин не исключил, что объявленные Турчиновым меры на практике вводиться пока не будут. «Насколько могу понять, Украина физически не в состоянии принимать людей по биометрическим паспортам. Если западная граница каким-то образом и оборудована для этого, то восточная совершенно не оборудована», – считает он.
Нельзя сказать, что решение СНБО неожиданное. Однако оно явно затронет судьбы миллионов людей и приведет к разрыву множества семейных связей, поэтому многим наблюдателям до последнего не верилось, что Киев пойдет на это. Но на самом деле с весны 2014 года украинские власти последовательно ужесточали порядок пересечения границы для граждан РФ. Уже тогда из числа документов, по которым можно приезжать в страну, был исключен внутренний российский паспорт.
Наконец, с 2015 года введена не предусмотренная двусторонними соглашениями система приглашений для граждан России. Их должны составлять, заверять у нотариуса и присылать по почте адресату юридические или физические лица, к которым едет россиянин. Запрета на въезд без приглашений нет. Но украинский пограничник вправе потребовать этот документ. Если его не будет, это может стать (а может и не стать – все зависит от пограничника) основанием для запрета на въезд. На практике приглашения спрашивают только у мужчин призывного возраста – от 16 до 60 лет.
Также Турчинов объявил и другую новую меру – обязательную регистрацию граждан России, которые находятся на Украине, в месте их временного проживания. Этих россиян обяжут информировать о своем передвижении по территории страны. Каким образом это будет происходить, пока не ясно.
Стоякин допускает, что на практике под регистрацией граждан по месту жительства будет подразумеваться оформление на границе миграционных карт, в которых указывается место проживания человека внутри Украины. Такие миграционные карты оформлялись и до 2014 года, когда в страну можно было въехать по российскому внутреннему паспорту. «А как физически можно контролировать передвижение гражданина России по Украине, я не представляю», – сказал политолог.
По мнению экспертов, в приграничных районах требование предварительной регистрации вообще приведет к полному разрыву связей между людьми пожилого возраста. Ведь большинство таких жителей в Белгородской или Харьковской области просто не умеет подавать заявки в электронной форме.
Как отмечает политолог, по сути, решение СНБО не меняет украинское миграционное законодательство (собственно, поэтому санкции Верховной рады и не требовалось). Речь идет лишь об изменении внутренних ведомственных инструкций.
На практике меры, анонсированные СНБО, будут не такими суровыми, как кажутся, но все же, по мнению Стоякина, их не стоит недооценивать. «Рано или поздно визовый режим будет введен. А это – подготовка общественного мнения, – считает он. – От Москвы добиваются, чтобы она пошла на ответные шаги. После чего можно будет представить дело так, что это Россия запрещает въезд на свою территорию, а не наоборот».