Южная Корея вновь оказалась в центре внимания мировых СМИ.
Южная Корея около семидесяти лет является фактически вассалом США
После коррупционного скандала, который почти год сотрясал страну и в итоге стоил Пак Кын Хе президентского поста, новая громкая новость оказалась связана с обороной страны и отношениями с США.
Новый президент Южной Кореи, избранный меньше месяца назад, Мун Чже Ин выяснил, что в страну было фактически нелегально завезено четыре пусковых установки американской системы ПРО THAAD.
История там прекрасна в каждом пункте.
Во-первых, правительство Южной Кореи действительно давало разрешение на ввоз данных пусковых установок, но только двух. Четыре дополнительные были завезены без официального разрешения.
А во-вторых, президента страны просто не уведомили о данном шаге. Минобороны страны было в курсе неразрешенной поставки, но не поставило Мун Чже Ина в известность.
В результате президент Мун Чже Ин лично позвонил министру обороны Хан Мин Гу, чтобы выяснить правду, и глава оборонного ведомства подтвердил, что заранее знал о неразрешенной поставке.
Точные причины, почему южнокорейские военные, по сути, обманули собственного президента, неизвестны, но одна из возможных версий лежит на поверхности.
Мун Чже Ин, как и правящая Совместная демократическая партия, от которой он избран, весьма скептически относится к системе ПРО THAAD.
Это было одной из причин спешного оформления разрешения на завоз установок предыдущим правительством. Было известно, что Мун Чже Ин, будучи фаворитом президентской гонки, не одобряет размещение THAAD в Южной Корее. Так что, чтобы не возникло проблем с новыми властями, решение в ускоренном режиме приняло предыдущее правительство.
В середине мая руководитель фракции Демократической партии У Вон Сик заявил, что пусковые установки ПРО THAAD могут быть возвращены США, если эксперты найдут нарушения южнокорейского законодательства. В частности, он отметил, что решение об их размещении должен был принимать парламент, чего сделано не было.
Ныне же, по прошествии двух недель, вскрылось вопиющее нарушение – завоз в страну очень мощного и очень эффективного иностранного вооружения без разрешения и даже без уведомления главы государства. Это явно дает серьезные козыри в руки противников ПРО THAAD в Южной Корее.
В этой истории есть еще один аспект, который придает происходящему несколько анекдотический вид.
Месяц назад, в конце апреля, Дональд Трамп потребовал от Южной Кореи миллиард долларов за эти поставленные пусковые установки. Его требование тогда вызвало шок и категорический отказ платить со стороны еще предыдущего южнокорейского правительства в лице министерства обороны.
Тогда американские силовики очень быстро фактически дезавуировали заявление своего президента, заверив, что США возьмут на себя все расходы по размещению системы ПРО THAAD в Южной Корее. Теперь представляется, что причиной этого стало то, что представители американских силовых ведомств были прекрасно в курсе того, что пусковые установки завезены в Южную Корею, по сути, незаконно. А также они знали об очень серьезном сопротивлении самой идее ПРО THAAD в южнокорейском обществе и элитах. А вот Трамп, как и Мун Чже Ин, вполне мог быть не осведомлен об этом, чем и был вызван его «кавалерийский наскок» с требованием денег. Он был искренне уверен, что США совершают для Южной Кореи благодеяние, за которое та должна расплатиться.
Ныне же вся эта конструкция вскрылась, и дальнейшие последствия скандала можно только предполагать. Южная Корея около семидесяти лет является фактически вассалом Соединенных Штатов, имеющих серьезную поддержку среди южнокорейской элиты и высокопоставленных лиц. Скорее всего, и в этот раз Сеулу придется смириться с произошедшим. Вряд ли, несмотря на весь скептицизм южнокорейского президента относительно ПРО THAAD, ему позволят выдворить завезенные пусковые установки из страны, хотя это крайне вредит отношениям Южной Кореи с Китаем (с Россией в меньшей степени).
Однако сам факт того, как все произошло, показывает, насколько расшатана система отношений США с партнерами-вассалами. Система крайне часто допускает сбои, в ней стал проявляться непрофессионализм с американской стороны, что в итоге выливается в абсурдно-анекдотичные публичные скандалы.
А это, в свою очередь, дает надежду Южной Корее (и не только ей одной), что в итоге ей удастся избавиться от жесткой опеки со стороны США.