Администрация США отметилась сразу двумя яркими высказываниями по поводу России.
Все четче проявляется образ президента Трампа как безжалостного дельца, использующего методы жесткого давления
Сначала пресс-служба Белого дома опубликовала доклад, посвященный первым ста дням Дональда Трампа в Овальном кабинете. Среди прочих его достижений была отмечена «изоляция России в ООН». Видимо, речь идет о вето, которое Россия наложила на резолюцию по Сирии в полном одиночестве – без поддержки Китая.
А затем госсекретарь Рекс Тиллерсон рассказал в интервью, что в ходе его недавнего визита в Москву не было достигнуто никаких результатов – «мы ничего не решили».
Это можно было бы интерпретировать в крайне негативном для России ключе, тем более что на Трампа возлагались большие надежды в смысле улучшения российско-американских отношений. Однако все познается в сравнении, и для лучшего понимания ситуации стоит оценить, что происходит в отношениях Штатов с другими странами в данный момент.
Вот несколько свежих новостей.
Дональд Трамп потребовал от Южной Кореи миллиард долларов за размещение в стране американских систем ПРО THAAD, которые должны защитить ее от КНДР. А после того как Сеул отказался от этого «щедрого предложения», президент США пригрозил расторгнуть соглашение о свободной торговле с Южной Кореей, заключенное несколько лет назад и приведшее среди прочего к двукратному увеличению торгового дефицита США с этой страной.
Рекс Тиллерсон заявил, что Китай готов ввести санкции в случае нового ядерного испытания КНДР. Пекин на момент написания статьи никак не прокомментировал данное заявление. Это тем более показательно, учитывая, что, как и в случае с резолюцией по Сирии, именно Россия заблокировала принятие в Совбезе ООН резолюции по КНДР.
Как известно, Пекин связан с Пхеньяном куда более тесными отношениями, чем Москва, но, получается, у него не хватает ресурсов, возможностей и воли выступить в данном вопросе против Вашингтона. А оглашение американским госсекретарем решения Китая о возможном введении санкций против КНДР выглядит унизительным для Пекина и намекает на то, что администрации Трампа удалось продавить китайские власти как минимум по некоторым вопросам.
Европа пока не попробовала на себе жесткий прессинг Трампа в полную силу. Пока речь идет об отдельных инициативах и заявлениях. Например, как известно, Трамп регулярно высказывается, что Европа должна платить куда больше за военную защиту, которую ей предоставляют Штаты. Теперь к этому добавились слухи, что Вашингтон может потребовать от Берлина и Парижа увеличить свои обязательства по Парижскому соглашению по климату. Кроме того, произошла утечка, что США могут запретить провоз на борту самолетов, летящих к ним из Европы, крупных электронных устройств. Учитывая недавнюю встречу Ангелы Меркель с Иванкой Трамп по приглашению первой, похоже, Европа уже готова к уступкам по возможным требованиям Белого дома.
Все четче проявляется образ президента Трампа на международной арене как безжалостного дельца, использующего методы жесткого давления и рискованных провокаций, а также предпочитающего тактику финансово-силового шантажа.
На фоне прогибающихся под давлением Белого дома великих держав особняком стоит Россия, в отношении которой было прямо заявлено: ни о чем договориться не удалось.
Это выглядит откровенным признанием Вашингтона, что Москва не поддалась на давление и провокации (в частности, речь идет об истории с химической атакой и ракетным ударом по авиабазе Шайрат), ни на йоту не уступив своих позиций.
В этом контексте «изоляция России в ООН» выглядит стандартной формулой-отговоркой, когда сказать нечего, а сказать хоть что-нибудь надо.
Судя по всему, в Москве именно так все происходящее и воспринимают. В частности, свежее интервью главы Совета Федерации Валентины Матвиенко в очередной раз транслирует безмятежную позицию России в отношении США: да, сейчас двухсторонние отношения находятся на низшей точке, но они неизбежно улучшатся, надо только подождать.
Россия уверенно выдержала первую «разведку боем» Трампа и получила передышку, пока Белый дом занят усилением давления на не столь стойкие державы и извлечением из этого бонусов для себя. Для взаимоотношений с Кремлем Вашингтону теперь придется придумать что-то иное.
Ну а Россия пока подождет.