В воскресенье глава МИД Австрии Себастьян Курц предложил размещать стремящихся в Европу беженцев в специальных центрах Евросоюза за пределами ЕС, например в Грузии, на Западных Балканах или в Египте.
Европа начала самыми разными способами купировать созданную собственными руками проблему с беженцами
Прошедший 2016 год продемонстрировал, что не сбылись прогнозы о том, что Европа будет «затоплена» беженцами, поскольку продолжится «наводнение» 2015 года, когда туда прибыло, по разным оценкам, от 1 до 1,8 млн человек. Количество вновь прибывающих в ЕС беженцев резко сократилось – до трети к уровню предыдущего года. Да и в отношении тех, что уже находятся в Европе, политика стала куда жестче.
Европа начала самыми разными способами купировать созданную собственными руками проблему. Причем даже Ангела Меркель, которая была главным идеологом и драйвером «политики открытых дверей», существенно скорректировала свою позицию, что неудивительно, учитывая, что через несколько месяцев ей предстоят федеральные выборы, а в немецком обществе явно созрело недовольство ее политикой в данном вопросе.
Европейская политика по решению проблемы беженцев лежит в трех основных направлениях.
Во-первых, с уже находящимися в ЕС людьми стали церемониться куда меньше. Соответствующие новости приходят регулярно.
На прошедший Новый год кельнская полиция за сутки задержала сотни мужчин африканского происхождения в рамках предотвращения беспорядков, аналогичных тем, что происходили в городе годом ранее. Осенью во французском Кале был снесен знаменитый стихийный палаточный лагерь беженцев, которые использовали любой шанс попасть в Великобританию. При этом Британия отказалась принимать детей-беженцев старше 15 лет. Теперь в том же Кале мэр города запретила раздавать еду мигрантам, чтобы избежать формирования новых «джунглей».
Эти меры, безусловно, не способны кардинально решить проблему, но хотя бы формально несколько улучшают ситуацию.
Во-вторых, Европа ищет способы более эффективного «перехвата» беженцев на пути в Европу. Как известно, по данному поводу была заключена специальная сделка между ЕС и Турцией, которая выполняется с неясным эффектом и разрывом которой Эрдоган грозил Европе весь прошлый год.
Теперь же ЕС сместил фокус внимания на другую страну региона – Египет. Упомянутое заявление Курца стало продолжением куда более серьезных усилий канцлера Германии. В самом начале марта Ангела Меркель побывала с визитом в Каире, и тема беженцев была, очевидно, ключевой в ее переговорах с египетским президентом Ас-Сиси.
Однако похвастаться особыми успехами в данном направлении нельзя. Ас-Сиси очевидно отверг идею строительства специальных лагерей, заявив, что в стране пять миллионов беженцев, которые живут в домах, «едят то, что едят египтяне, как если бы сами были египтянами». При этом на вопрос, допускает ли он возможность соглашения с ЕС, аналогичного тому, о котором договорились Евросоюз и Турция, Ас-Сиси крайне уклончиво ответил, что пока говорить об этом рано.
Тем не менее Европа явно продолжит усилия в данном направлении. В частности, президент Египта приглашен Ангелой Меркель на саммит в Берлине по вопросам развития в Африке и борьбы с нелегальной миграцией.
И наконец, в-третьих, ЕС активно пытается переместить беженцев из сердца «старой Европы» к своей периферии. Членам ЕС этот процесс, который очевидно не вызывает у них восторга, навязывается в обязательном порядке. Процесс идет с переменным успехом, и на один относительно позитивный пример (например, Эстония) обычно приходится два негативных (Латвия и Литва). Некоторые «бунтари», вроде Венгрии, так и вовсе позволяют себе крайне упорное сопротивление.
Теперь же, как стало очевидно из заявления главы австрийского МИДа, Европа попытается сплавить нежеланных гостей и вовсе за пределы ЕС – в страны, которые отличаются выраженной проевропейской политикой и стремятся к сближению с Евросоюзом. Именно в связи с этим в комментарии Себастьяна Курца возникли Западные Балканы и Грузия.
Грузия в этом контексте особенно интересна, поскольку буквально на днях страна получила безвизовый режим с ЕС, пусть и отягощенный специальным механизмом его мгновенной приостановки. Неудивительно, что предложение австрийского мининдел вызвало комментарии со стороны российских политиков, напрямую увязавших его с недавним «подарком» от ЕС. Сенатор Франц Клинцевич сравнил произошедшее с бесплатным сыром в мышеловке.
Судя по всему, предложение из Вены стало неприятной неожиданностью и для Тбилиси. По утверждению посла Грузии в Австрии Константина Залдастанишвили, подобная тема ни в каком виде не звучала в грузинско-европейских обсуждениях.
Даже если данное предложение будет воплощено в жизнь, оно, как и остальные, станет «косметическим» средством, которое не решит принципиально проблему с мигрантами для «старой Европы», которой в любом случае придется серьезно ею заниматься на собственной территории. Но при этом создать дополнительную «головную боль» для Грузии, или тем более для Балкан, где и так хватает межнациональных проблем, оно вполне способно.
Что касается России, то российские комментаторы абсолютно верно отметили самую главную проблему. Панкисское ущелье в Грузии очень долго служило (ныне уже куда меньше) убежищем для российских боевиков и террористов. Прибытие на территорию Грузии мигрантов с неизвестным политическим и боевым бэкграундом может возродить эту проблему для России.