Выступление Трампа понравилось 78% американцев. И хотя либеральные СМИ тут же припомнили, что первое выступление перед Конгрессом Обамы или Буша-младшего было одобрено еще большим количеством сограждан, все же предшественники Трампа не сталкивались даже с бледным подобием той разнузданной кампании по дискредитации, которую выдерживает сейчас 45-й президент США.
Моя задача состоит не в том, чтобы представлять весь мир
Речь Трампа была пафосной, как и полагается быть речам американских президентов. Тем более если это первая речь президента перед Конгрессом – парламентом, который имеет в своих руках огромную власть. Но особенность нынешнего момента не только в том, что Трамп совершенно необычный, антиэлитный президент, но и в том, что впервые за шестьдесят с лишним лет Республиканская партия получила контроль и над Белым домом, и над Конгрессом. А учитывая, что республиканцы находятся у власти и в большинстве штатов, партия имеет уникальный шанс проводить свою политику быстро и эффективно.
Партия, чей истеблишмент всячески сопротивлялся Трампу, теперь будет вынуждена выступать вместе с президентом по вопросам внутренней политики. А так как Трамп настроен более чем решительно, то Америку ждут действительно большие перемены. О том, какими они будут, Трамп и говорил в своем выступлении.
Трамп лишь одной фразой охарактеризовал доставшуюся ему международную обстановку: «За рубежом мы получили в наследство целую серию трагических внешнеполитических катастроф», – перейдя к описанию тяжелого внутриамериканского наследства:
«94 млн американцев выбыли из числа работающего населения. Более 43 млн человек сегодня живут в бедности. И более 43 млн американцев сидят на продуктовых талонах.
Более 20% граждан в самом расцвете трудовых сил не работают. За последние восемь лет ушедшая администрация накопила почти столько же новых долгов, сколько все остальные президенты, вместе взятые.
После утверждения НАФТА мы потеряли более четверти рабочих мест в производственной сфере, а после вступления Китая во Всемирную торговую организацию в 2001 году мы лишились 60 тыс. заводов и фабрик. Наш дефицит торгового баланса в прошлом году составил почти 800 млрд долларов».
Главный пафос Трампа был в том, что Америка тратила силы и деньги за рубежом, вместо того чтобы вкладывать их в собственную страну. Трамп не говорил о наднациональном капитале, которому безразличен уровень жизни в США, и об опасности глобализации, которая убивает национальные государства, не говорил о том, что Штаты стали игрушкой в руках тех, кто устанавливал «новый мировой порядок», – но только потому, что сказал это другими словами.
«Слишком долго мы наблюдали, как сокращается наш средний класс, пока мы перемещали наши рабочие места и богатства в зарубежные страны. Мы финансировали и строили один глобальный проект за другим, но не обращали внимания на судьбы наших детей в бедных районах Чикаго, Балтимора, Детройта и многих других городов по всей стране.
Мы защищали границы других государств, оставляя наши собственные границы широко открытыми для всех людей и для наркотиков, и теперь все это хлынуло в нашу страну с невиданной скоростью. И мы тратим триллионы долларов за рубежом, а наша внутренняя инфраструктура при этом разрушается».
Трамп пообещал вернуть в Америку деньги, рабочие места и чувство защищенности. И приструнить правящую номенклатуру, изменить принципы функционирования политического истеблишмента. В этой речи он обратил внимание на то, что «мы уже начали осушать болота коррупции в правительстве, установив пятилетний запрет на осуществление лоббирования чиновниками исполнительной власти и пожизненный запрет на лоббирование интересов иностранных государств».
На этих словах весь Конгресс встал – еще бы, кому хочется ассоциироваться с коррумпированной элитой. И все же главный адресат речи Трампа не конгрессмены, а те самые восставшие граждане, которые и привели его в Белый дом. Им Трамп пообещал выполнять свои предвыборные обещания.
Как по наведению порядка:
«Мы остановим поток наркотиков в нашу страну и положим конец отравлению нашей молодежи, и мы будем расширять систему лечения тех, кто уже страдает от серьезной зависимости... Обеспечив наконец соблюдение наших иммиграционных законов, мы повысим зарплаты, поможем безработным, сэкономим миллиарды и миллиарды долларов и сделаем наше общество более безопасным для всех».
Так и по возрождению экономики и инфраструктуры:
«Умирающие предприятия снова заработают. Наши вооруженные силы получат те ресурсы, которых так заслуживают храбрые воины... На месте разрушающейся инфраструктуры появятся новые дороги, мосты, туннели, аэропорты и железные дороги, которые будут радовать глаз по всей нашей очень красивой стране».
Американцы любят большие цифры – и вот главная цифра из выступления Трампа:
«Америка потратила на Ближнем Востоке примерно 6 трлн долларов, и все это время наша инфраструктура внутри страны ветшала и разрушалась.
На эти 6 трлн мы могли бы дважды перестроить нашу страну, а может, и трижды, будь у нас люди, умеющие вести переговоры.
Чтобы начать процесс восстановления страны, я попрошу Конгресс утвердить закон, который даст 1 трлн долларов инвестиционного капитала на инфраструктуру Соединенных Штатов. Это будет государственный и частный капитал, который создаст миллионы новых рабочих мест».
Трамп уже раньше говорил, что вложит в экономику триллион, – и теперь он приступает к этому. Конгресс не сможет ничего противопоставить президенту, и, таким образом, Трамп начнет одновременно и протекционистскую политику, и программу самых масштабных инвестиций со времен Рузвельта. Среди этих инвестиций будут и вложения в военно-промышленный комплекс. Трамп сказал, что в новом бюджете будет «предусмотрено самое большое увеличение расходов на национальную оборону за всю историю Америки».
Действительно, Трамп хочет резко увеличить бюджет Пентагона, сразу на 54 млрд долларов – чтобы он составил 603 млрд. Это, правда, не сделает его самым большим в истории – еще несколько лет назад, в 2011-м, бюджет Пентагона превышал 700 млрд. Впрочем, тогда у американцев был существенно больший контингент в Афганистане.#{smallinfographicleft=751153}
Опасно ли России такое увеличение расходов? Уже слышатся отдельные голоса о гонке вооружений, в которую может втянуть нас Трамп, о воинственных генералах, окружающих Трампа. На самом деле важно понимать, для чего именно Трамп собирается перевооружать американскую армию.
Он хочет достигнуть двух целей – сделать ее сильнее и загрузить американский ВПК. Огромная часть затрат пойдет на замену американских баллистических ракет: сотни миллиардов долларов в ближайшие годы потребуются для смены выслуживших свой срок комплексов. Второй большой статьей расходов станет развитие ВМС. Цель понятна – сдерживание Китая.
Угрожает ли это России? Наши ядерные силы и так уже давно обновляются, так что в поддержании ядерного паритета все идет по плану. Строительство новых военных кораблей также является частью программы перевооружения наших Вооруженных сил, но мы и не собираемся тягаться с американцами за контроль над Мировым океаном. Вопрос в другом – как долго сами США смогут поддерживать свой статус хозяев всех проливов и морей? Судя по тому, в каком направлении развивается ситуация в Тихоокеанском регионе, долго сдерживать Китай им не удастся.
Но главное даже не то, на что будут направлены дополнительные расходы Пентагона. Главное – на что они точно не пойдут. Трамп не будет финансировать новые военные интервенции, ни на Ближнем Востоке, ни где бы то ни было еще. Трамп переложит часть расходов на оборону на плечи стран Европы – к неудовольствию европейцев.
Трамп действительно хочет, чтобы Америка занималась в первую очередь сама собой, потому что «в нашей стране надо починить все, что сломано». Предложения по контролю всего и вся в мире он будет всячески задвигать в дальний угол. Свое внешнеполитическое кредо Трамп обрисовал аккуратно, но понятно:
«Мы будем с уважением относиться к историческим институтам (имеется в виду в том числе и НАТО – ВЗГЛЯД). Но вместе с тем мы будем соблюдать права всех стран. А они должны соблюдать наши права как нации.
Свободные страны лучше всех выражают волю народа, а Америка уважительно относится к праву любой страны следовать собственным курсом. Моя задача состоит не в том, чтобы представлять весь мир. Моя задача – в том, чтобы представлять Соединенные Штаты Америки».
Да, в своей речи Трамп сказал и о «решительной поддержке НАТО», и о том, что «американское лидерство, основанное на жизненно важных интересах безопасности, – это то общее, что у нас есть с союзниками во всем мире». Он не собирается, да и не может уходить в изоляционизм. Но слова о том, что он представляет интересы США, а не всего мира, сказаны не просто так.
Трамп хочет сделать Америку сильной, и это для него важнее всего. У него нет желания и дальше ставить американскую мощь на службы тех, кто, говоря советским штампом, «вынашивает планы мирового господства». В своей речи он упомянул только одно государство – Израиль, но один из важнейших заключительных пассажей его речи явно обращен к России, к тому самому человеку, в связях с которым его голословно обвиняют самые настоящие «поджигатели войны»:
«Америка готова к поиску новых друзей, к формированию новых партнерств в тех случаях, когда совпадают наши интересы. Нам нужны гармония и стабильность, а не войны и конфликты. Нам нужен мир во что бы то ни стало. Америка сегодня дружит со многими бывшими врагами. Некоторые из наших ближайших союзников в прошлом воевали по разные стороны этих ужасных, ужасных войн. Эта история должна зарядить всех нас верой в лучший мир».
Неизвестно, хватит ли у Трампа времени и сил сделать то, что он хочет, но нельзя не оценить само его желание попробовать договориться.