В последние дни Юлия Тимошенко отметилась резкой активизацией в политическом поле, причем не только по внутриполитической проблематике, но и касательно отношений Украины с США.
Фатум «острова невезения» преследует даже самых ярких и опытных представителей украинской политики
Во-первых, у нее состоялась встреча с американским президентом. И хотя со стороны Белого дома подчеркнули, что она носила краткий протокольный характер без каких-либо заявлений и обещаний со стороны Дональда Трампа, этого хватило, чтобы эта встреча оказалась воспринята в некоторых кругах как вынесение вотума недоверия Петру Порошенко.
Во-вторых, Тимошенко сделала несколько резких выпадов против правящей в Киеве элитарной группы. Она обвинила кабинет министров и его главу Владимира Гройсмана в коррупции и абсолютной некомпетентности и призвала поставить вопрос об их отставке. Кроме того, она заявила о необходимости ввести военное положение в Донбассе, а также «прекратить хамство с торговлей» с непризнанными республиками.
В-третьих, Юлия Тимошенко сделала несколько заявлений по результатам своей встречи с Трампом. Эти комментарии в очередной раз продемонстрировали ее политическую опытность, поскольку носят очень общий характер и лишены всякой конкретики, но при этом нацелены производить внушительное впечатление.
Правда, фатум «острова невезения» преследует даже самых ярких и опытных представителей украинской политики. В частности, Тимошенко заявила, что «президент США абсолютно четко понимает, что происходит, и заверил в полной поддержке Украины». Однако этот ее комментарий совпал со словами самого Дональда Трампа о том, что США не знают точного положения дел на Украине. Это грозит стать еще одним анекдотом вдобавок к недавнему – о том, что в Вашингтоне Тимошенко подкарауливала Трампа у туалета в надежде на общение.
Риторика нового хозяина Белого дома дает серьезные поводы для беспокойства украинскому руководству, как, впрочем, и украинским патриотам. Открыто высказываются опасения, что Трамп «отдаст Украину на съедение Путину» в надежде сторговаться с российским лидером по другим, более важным для новой американской администрации геополитическим вопросам.
Однако, как известно, что для одних – проблема, для других – возможность. В случае Киева это означает шанс для конкурирующих элитарных групп перехватить инициативу в отношениях с Вашингтоном и, как следствие, в политической системе самой Украины.
У Киева с администрацией Обамы за предыдущие годы сложился достаточно прочный status quo, где ключевые контакты и «точки сборки» были надежно определены и завязаны на представителей ныне доминирующей элитарной группы. Теперь же, с приходом в Белый дом Дональда Трампа и масштабной перетряской ключевых ведомств, включая Государственный департамент, представители Украины «повисли в воздухе», утратив большую часть наработанных за предыдущий период связей.
Учитывая деградацию государственного механизма, шаткость и марионеточность любых постов на современной Украине, это открыло возможность для сил, не принадлежащих к правящей власти и конкурирующих с ней, попытаться наладить контакты в Вашингтоне.
Не видится ничего удивительного в том, что первой воспользовалась открывшейся возможностью Юлия Тимошенко. Политическое чутье бывшего украинского премьер-министра всегда работало прекрасно.
Тимошенко по существу действует абсолютно верно, пытаясь опередить конкурентов в гонке за место главного контакта новой администрации США на Украине. Причем на нее дополнительно работает то, что у Трампа и его команды за предвыборную кампанию «вырос серьезный зуб» на правящие киевские силы за их беспардонную и грубую игру на стороне Клинтон, что доставило тогда еще кандидату от республиканцев немало неприятных минут.
Что же касается нынешней очень взвешенной и осторожной риторики самого Трампа по теме Украины, то, как показывает опыт, это может быстро измениться. В данный момент новый американский президент пытается наладить максимальный контакт с Кремлем, давая публичные комментарии, которые, безусловно, приятно слышать в Москве. Однако если ему не удастся добиться желаемых результатов, ситуация может развернуться на 180 градусов, поскольку Украина по-прежнему воспринимается как важный рычаг давления на Россию.
А значит, перед представителем украинской политики, которому удастся застолбить за собой статус главного контакта Вашингтона в Киева, откроются впечатляющие перспективы – вплоть до занятия высших постов в государстве.