Занявший менее недели назад Овальный кабинет Дональд Трамп сразу взял «быка за рога» по одному из важных пунктов своей предвыборной кампании – снижению уровня преступности в стране.
В явлении «чикагской бойни», как в капле воды, отражается сразу весь комплекс сложнейших социально-экономических проблем современных Штатов
Среди изменений, которые произошли с сайтом Белого дома после вступления его в должность, было и следующее: раздел, посвященный гражданским правам, заменен на страницу под названием «Поддержка нашего правоохранительного сообщества».
Причины такого подхода внятно описаны на самом президентском сайте: рост количества убийств на 17 процентов в пятидесяти крупнейших городах страны в 2015 году, что стало антирекордом за четверть века, например, рост убийств на 50 процентов в Вашингтоне.
Новым шагом Трампа стала запись в Twitter: «Если власти Чикаго не справятся с «ужасной бойней» в городе – 228 случаев стрельбы в 2017 году и 42 убитых (на 24% больше, чем в 2016), – то я отправлю федералов». Это неудивительно, поскольку именно Чикаго стал символом упомянутых тенденций.
О феномене дикого роста случаев применения огнестрельного оружия и убийств в Чикаго известно уже давно. Во всяком случае, весь 2016 год эта тема регулярно поднималась в американских СМИ. В явлении «чикагской бойни», как в капле воды, отражается сразу весь комплекс сложнейших социально-экономических проблем современных Штатов.
Как известно, Штаты отличаются высокой степенью сегрегации населения, когда представители разных расовых и (иногда) этнических групп селятся в соответствии со своей принадлежностью. В Чикаго случаи стрельбы концентрируются в «черных» районах города, и жертвами, соответственно, также становятся в основном негры. Причем это не только члены уличных банд, но и просто случайные люди, попадающие под огонь воюющих между собой группировок.
«Черные» районы традиционно являются сосредоточением социального неблагополучия – от высокого уровня безработицы (и как следствие – граждан, сидящих на социальных пособиях) до опять-таки высокого уровня преступности. Социальные лифты для молодежи в подобных кварталах работают плохо, начиная со школ, которые в большинстве своем не могут похвастаться высоким уровнем обучения, что автоматически ставит серьезные преграды их выпускникам для дальнейшей жизни. Как следствие, членство в бандах становится трудно избегаемым для большинства юных жителей этих кварталов.
В результате система начинает воспроизводить сама себя: бедность, плохое образование, банда как форма социализации и способ зарабатывать на жизнь, тюрьма и/или насильственная смерть.
Этот давно и хорошо известный порочный круг усугубился последние годы в силу экономических проблем страны. Несмотря на формально позитивные цифры статистики, реальность куда более печальна – деиндустриализация и, как следствие, сокращение занятости в реальном секторе экономики, а также сокращение рабочих мест с полной занятостью, сокращение реальных доходов населения. Разумеется, в таких реалиях первыми усугубляются и ярче всего проявляются проблемы в и без того неблагополучных районах.
Однако дополнительным фактором резкого ухудшения ситуации стали проблемы между полицией и обществом. Последние годы широкий резонанс получили случаи неадекватного применения насилия американской полицией, вплоть до совершенно немотивированных убийств, в отношении граждан. Очередные видеозаписи вопиющих случаев появляются едва ли не еженедельно.
Ситуацию усугубляет то, что очень существенная (непропорционально большая часть) подобных случаев наблюдается в отношении чернокожих американцев. Это повлекло за собой масштабные гражданские протесты и усиление давления на полицию. Обычно полицейские, применившие насилие (вплоть до убийств), не несут никакой ответственности. В то же время вот уже пару лет как полиция в США подвергается интенсивной информационной кампании по обвинению в расизме и беспричинном преследовании именно афроамериканцев.
У Чикаго в данных событиях также особое место. 13 января 2017 года, то есть за неделю до того, как закончились полномочия обамовской администрации, было опубликовано заявление главы министерства юстиции США Лоретты Линч. В нем минюст признал, что в городе на протяжении последних лет допускались серьезные нарушения прав человека в результате системных недостатков в организации работы местного полицейского департамента.
Масштабные проверки, а также серьезное гражданское и политическое давление на чикагскую полицию начались с конца 2014 года, после того, как в октябре того года белым полицейским был застрелен 17-летний афроамериканец. Вот уже более двух лет чикагская полиция подвергается масштабному прессингу в связи с обвинениями в расизме и неправомерном применении насилия. Критики утверждают, что это привело к деморализации полицейских и невозможности выполнения ими своих обязанностей на должном уровне. А это в свою очередь предоставило «оперативный простор» для уличных банд, из-за деятельности которых уровень убийств в городе запредельно вырос.
В результате создается впечатление, что свежий твит Трампа решает сразу две задачи. С одной стороны, он действительно привлекает внимание к проблеме убийств в Чикаго. А с другой, по сути, защищает чикагскую полицию, в результате давления на которую некоторые районы города превратились в антураж для шутера.