Президент Филиппин во вторник извинился за оскорбление в адрес Обамы, прозвучавшее накануне. «В то время как непосредственной причиной были мои жесткие комментарии в ответ на определенные вопросы прессы, которые вызвали обеспокоенность... мы также сожалеем, что комментарии показались персональной атакой на президента США», – отметил он в письменном заявлении.
Дутерте – популярный народный вождь, он реализовывает народные представления о борьбе с бандитизмом и пользуется поддержкой, несмотря на все свои часто противоречивые заявления
«Не бросайтесь вопросами!»
Напомним, на полях саммита АСЕАН в Лаосе во вторник планировалась двусторонняя встреча Дутерте и Обамы. Ранее стало известно, что Обама в ходе беседы намерен затронуть тему убийства после избрания Дутерте более 2 тыс. человек в борьбе с наркоторговлей. Услышав по этому поводу вопрос журналистов, филиппинский лидер заявил: «Я президент суверенного государства, и мы уже давно перестали быть колонией», – цитировала Дутерте The New York Times. «У меня нет никакого хозяина, кроме филиппинского народа... Больше никого, никого!» – подчеркнул он. Обращаясь, по-видимому, уже к Обаме, Дутерте добавил: «Вы должны вести себя уважительно. Просто не бросайтесь вопросами». Затем он прибег к ругательству на тагальском языке, которое переводится как «сын шлюхи» либо «сукин сын», после чего добавил: «Я выскажу вам еще много ругательств на этом форуме».
Обама в ответ смущенно заметил: «Очевидно, что он яркий парень». При этом добавил: «Я всегда хочу убедиться, если планируется встреча, что она будет продуктивной». После этого Белый дом сообщил, что вместо филиппинского лидера Обама встретится с руководительницей Южной Кореи Пак Кын Хе.
Вообще оборот «сукин сын» Дутерте, похоже, использует часто и охотно. Ранее газета ВЗГЛЯД отмечала, что это не первый за месяц скандальный выпад Дутерте в адрес США. В августе он тоже обозвал посла США в стране Филипа Голдберга «сукиным сыном» и «гомосексуалистом», который вмешивается во внутренние дела Филиппин.
Ведущий эксперт Центра АСЕАН при МГИМО Екатерина Колдунова ранее, комментируя выпад Дутерте против американского посла, заявила газете ВЗГЛЯД: «У Филиппин зависимость от США на всех уровнях. Они не в том положении, чтобы на деле позволить себе такой антиамериканизм, кроме риторики. Но то, что Дутерте так высказался, – это удивительный факт для Филиппин».
Китай готов стать новым партнером
Стартовавший во вторник саммит «АСЕАН плюс партнеры по диалогу» в Лаосе весьма важен для Манилы, поскольку там планируется уделить особое внимание в том числе и обострившемуся конфликту в Южно-Китайском море вокруг Парасельских островов и архипелага Спратли. Их оспаривают Китай и ряд других стран АСЕАН. В середине июля Филиппины выиграли тяжбу за Спратли против Китая в третейском суде в Гааге, который постановил, что Китай не имеет никакого «исторического права» на спорные акватории. Китай не признал вердикт суда. Вне зависимости от решения суда «вооруженные силы Китая будут решительно защищать национальный суверенитет, безопасность и морские права и интересы страны», добавило минобороны Китая. В ситуацию вмешался тогда и союзник Филиппин Вашингтон, который призвал Китай к сдержанности. По его словам, «тот факт, что вы больше, чем Филиппины, Вьетнам или другая страна... не является причиной играть вам мускулами», заявил тогда Обама.
Но уже вскоре Китай и Филиппины согласились с необходимостью смягчения напряженности и выразили готовность начать прямой диалог. А сам Дутерте после вердикта суда напомнил, что Китай по-прежнему остается источником надежды для развития филиппинской экономики.
После ссоры Дутерте с Обамой Пекин сразу предложил Маниле сближение: «Филиппины являются долгосрочным соседом Китая. Мы надеемся улучшить китайско-филиппинские отношения и верим, что это удовлетворяет чаяниям народов обоих государств. Китай готов поддерживать диалог с Филиппинами к совместному укреплению отношений», – цитировал представительницу МИД республики Хуа Чуньин ТАСС.
Брань на вороту не виснет
«Дутерте уже извинился за свое выступление, американцы отказали ему в аудиенции, так что это был частный случай. Инцидент исчерпан», – заявил газете ВЗГЛЯД заведующий Центром Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании в Институте востоковедения РАН Дмитрий Мосяков.
«Интересы Филиппин в сохранении хороших отношений с США и, соответственно, интересы США в присутствии на Филиппинах настолько велики, что я не думаю, что слова о «сукином сыне» будут надолго и серьезно влиять на ухудшение отношений», – подчеркнул эксперт. Он напомнил, что Филиппины в свое время были полуколонией и даже колонией США, между странами действует заключенный в 1951 году договор о взаимной обороне. «Для Америки Филиппины – один из форпостов в Юго-Восточной Азии», – подчеркнул Мосяков. На крупнейшей авиабазе Кларк-Филд и военно-морской базе Субик-Бей до сих пор служит масса представителей других стран – союзниц США в регионе.
Возможно, этим и объясняется, что американцы поначалу очень глухо критиковали практику самосудов, не исключил эксперт. «Дутерте – популярный народный вождь, он реализовывает народные представления о борьбе с бандитизмом и пользуется поддержкой, несмотря на все свои часто противоречивые, иногда даже очень неожиданные заявления, – отметил собеседник. – Это простой, неотесанный человек из низов, который часто может себя не контролировать, это его манера, обычные слова. Это же не элита, которая заканчивала американские университеты». Мосяков напомнил, что Дутерте родился в городе Маасине – это глубокая провинция Южный Лейте, где царит разгул бандитизма, «очень малокультурная часть страны».
Что касается Китая, то он уже сотрудничает с Филиппинами, у них недавно прошли неформальные переговоры в Гонконге, «диалог идет постоянно», констатировал собеседник. Сейчас проблемы между странами, в том числе и конфликт в Южно-Китайском море, «вышли в переговорную форму». По его мнению, Манила и дальше будет искать «баланс между США и с Китаем. Здесь формула не «или – или», а формула «и – и», – пояснил Мосяков.
«Холодный прием, который они получили в Китае, тут еще Дутерте со всякими словами, видимо, переполнилась чаша и они решили хотя бы Дутерте поставить на место, что с успехом и сделали», – резюмировал эксперт.
«Пристрелите его, и я дам вам медаль»
Дутерте никогда не отличался толерантностью. В прошлом году, еще не будучи президентом, он проклял папу Римского Франциска и его кортеж за то, что тот стал причиной огромных пробок в Маниле. Самое скандальное заявление Дутерте сделал еще в 1989 году. Комментируя групповое изнасилование и убийство миссионерки из Австралии во время бунта в тюрьме города Давао, где Дутерте тогда был мэром, он сказал, что женщина была привлекательна, а значит, «мэр должен был быть первым» среди тех, кто ее насиловал. Это заявление возмутило чиновников США и Австралии, но в ответ Дутерте лишь предложил им «заткнуться».
Правда, когда Дутерте уже баллотировался в президенты, полгода назад в его предвыборном штабе изречение 1989 года назвали «шуткой». А когда Дутерте в этой связи спросили о возможном разрыве дипотношений с Австралией и США, он сказал: «Если я стану президентом, валяйте – разорвите их».
В июне этого года в возрасте 71 года Дутерте все-таки стал президентом. Он пообещал вернуть в стране смертную казнь, а также призвал рядовых жителей вершить самосуд над любым, кто причастен к наркотрафику. «Если они живут у вас рядом, пожалуйста, звоните нам или в полицию, а если у вас есть оружие – убивайте их сами... Вы можете рассчитывать на мою поддержку. Если он посмеет сопротивляться или попытается на вас напасть, просто убейте. Пристрелите его, и я дам вам медаль», – пообещал президент.
Дутерте также обещал за труп любого наркобарона по пять миллионов песо – примерно 107,5 тысячи долларов, а за живого обещал лишь на тысячу песо меньше. «Если ты вовлечен в торговлю наркотиками, запомни: я тебя убью. Ты просто сукин сын, и я тебя прикончу», – подчеркивал лидер страны. Подобные призывы в предвыборной кампании и помогли Дутерте набрать очки.
Такие расправы он поощрял, еще будучи мэром Давао. Список убитых без суда и следствия за годы его правления в Давао разнится – от 500 до 700 человек. Их убивали «эскадроны смерти», состоящие из добровольцев-дружинников.
В прошлом месяце вопрос массовых расправ на Филиппинах поднял американский Сенат. Там было заявлено об убийствах почти 1 800 человек, совершенных сотрудниками полиции и дружинниками в течение семи недель, после того как Дутерте возглавил страну, подчеркнула Тhe NYT. Когда Дутерте подвергся критике со стороны правозащитников из ООН, он в ответ в августе пригрозил выйти из ООН.
Газета ВЗГЛЯД ранее подчеркивала, что официальные выпады США против Дутерте были до сих пор редки – в Вашингтоне закрывали глаза на жесткие меры нового президента.