США во вторник выступили за немедленное прекращение боев между турецкой армией и курдами из коалиции «Силы демократической Сирии» (СДС). «Мы призвали Турцию сосредоточиться на борьбе с ИГ, а не СДС», – заявил министр обороны США Эштон Картер, которого цитировала Al Jazeera.
И когда турки с курдами вступили в схватку, Пентагону оставалось лишь необычайно глупо призывать обе стороны остепениться
«Мы обратились к обеим сторонам с призывом не бороться друг с другом, а продолжать фокусироваться на борьбе с ИГ. Это основа нашего сотрудничества и с теми, и с другими», – добавил Картер.
«Мы понимаем, что они (Турция и курды) имеют исторические разногласия друг с другом, но американские интересы вполне ясны. Мы хотим, чтобы они боролись с ИГ, и призываем их придерживаться наших приоритетов», – цитирует главу Пентагона Reuters. Его пресс-секретарь Питер Кук добавил: «Мы находим эти столкновения (под Джараблусом) неприемлемыми, они являются источником глубокой озабоченности».
«Столкновения между турками и курдами угрожают военной стратегии США на севере Сирии, более того, подчеркивают ее ненадежность, – заметила во вторник Financial Times. – США поддерживают несколько группировок в сирийском конфликте и вдобавок пытаются найти баланс между поддержкой Турции и курдов – одной из наиболее эффективных сил против ИГ... Борьба между союзниками – худший сценарий для США».
О том, что столкновение Турции с курдами «угрожает подорвать военную стратегию Америки в Сирии», предупреждает в своем комментарии во вторник и само Reuters. Турция перевернула планы США в Сирии, запустив мощную операцию в тех районах, которые контролировали курды, отметило издание. «Турция подрывает планы бороться против ИГ «единым фронтом», – подчеркнул ранее заместитель помощника американского президента по национальной безопасности Бен Родс.
В воскресенье в ходе ударов турецкой армии погибли 25 курдов, заявила Анкара. В понедельник там добавили, что продолжат бои против СДС, если те не отступят к востоку от реки Евфрат: «Курды должны уйти, иначе мы будем делать то, что необходимо», – пригрозил начальник турецкого штаба Хулуси Акар.
«СДС отойдут, уже отходят к востоку от Евфрата», – заметил по этому поводу вечером в понедельник Картер. Однако разведка Турции опровергла эту информацию, сообщив, что сирийские курды остаются к западу от Евфрата, передает агентство Anadolu. Картер дал понять, что эта ситуация станет главной темой его разговора с турецким коллегой Фикри Ышыком на следующей неделе – где-то в Европе.
Президент США Барак Обама тоже встретится с турецким коллегой Тайипом Эрдоганом 4 сентября на саммите G20 в Китае, сообщил Белый дом. Это будет первая встреча после попытки переворота. Темой станет не только переворот и вопросы выдачи проповедника Фетхуллаха Гюлена, но и турецкая операция в Джараблусе: «У нас серьезная и широкая повестка», – отметил заместитель помощника американского президента по национальной безопасности Бен Родс.
Издание подчеркнуло, что турецкая операция, судя по всему, застала США врасплох. «Когда турецкие сухопутные силы нанесли удар по боевикам ИГ в Сирии на прошлой неделе, Пентагон приветствовал это. Но за кулисами остался факт, что сотрудничество между двумя партнерами НАТО сломалось на высших уровнях, это отметили чиновники с обеих сторон. Ни та, ни другая сторона не имели того настроя к операции, который они высказали публично», – отметил The Wall Street Journal. По его данным, «Анкара нажала на спусковой крючок в одностороннем порядке, не предупреждая заранее Вашингтон. И когда турки с курдами вступили в схватку, Пентагону оставалось лишь необычайно глупо призывать обе стороны остепениться», – подчеркнуло издание.
Решение Турции стало новым острым вызовом для США и еще больше усилило напряженность между Вашингтоном и Анкарой, возникшую со дня попытки переворота. США уже официально предупредили турок, что не будут оказывать им поддержку с воздуха при продвижении на юг Сирии. Штаты готовы поддерживать движение турок только на запад, где сосредоточены лагеря ИГ, резюмировал The WSJ.
Однако если перед США встанет выбор между турками и курдами, нет никаких сомнений в том, кто будет проигравшим, указал Reuters эксперт по Ближнему Востоку в Институте Брукингса и бывший аналитик ЦРУ Брюс Ридель. Он напомнил, как публично Картер ранее высоко оценил успехи турецких военных против ИГ в Джараблусе.
Тем временем разгорается и ссора Анкары с другим союзником по НАТО – с Берлином. Министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер пригрозил, что бундесвер уйдет с базы «Инджирлик», если депутатов бундестага по-прежнему не будут пускать на базу, сообщила DW. При этом он отверг требование своего турецкого коллеги Мевлюта Чавушоглу, ранее заявившего, что депутатов пустят только в случае, если правительство ФРГ дистанцируется от резолюции парламента, осудившей геноцид армян в Османской империи. «Я не вижу тут прямой связи и не раз говорил об этом турецким коллегам», – пояснил Штайнмайер.
«Уходящая американская администрация никаких реальных шагов для того, чтобы повлиять на Анкару, предпринимать не будет. Турция, конечно, не выйдет из НАТО, но найдет еще много способов для того, чтобы саботировать антитеррористическую операцию в Сирии, – сказал газете ВЗГЛЯД доцент кафедры всеобщей истории РГГУ, эксперт Института Ближнего Востока Сергей Серегичев. – Заявление же министра обороны США Эштона Картера было сделано скорее для курдов – мол, американцы их не оставили одних».
Единственное, что, по мнению Серегичева, могут сделать США, если турецкая операция примет слишком большой размах, так это увеличить поставки оружия курдам. «Турецкая армия, конечно, достаточно боеспособная, однако с помощью американского оружия и американских же инструкторов курдские формирования вполне могут устроить им в Сирии второй Афганистан», – полагает эксперт.
Сотрудник Института востоковедения РАН и российско-турецкого учебно-научного центра Александр Васильев тоже считает вполне вероятным, что США и Евросоюз, в ответ на действия Турции, начнут военное усиление курдов. «В сирийском Курдистане, по последним сообщениям прессы, созданы объекты инфраструктуры, которые могут использоваться как военные базы, аэродромы, для размещения американских инструкторов, вообще натовских военныхи. Велика вероятность, что американские военные инструкторы будут учить курдов, как эффективнее убивать своих же союзников по НАТО», - считает Васильев.
Ситуация войны всех против всех дает американцам возможность манипулировать как турками, говорит Васильев.
«Турция изначально осуждала сотрудничество США с сирийскими курдами. Тем более, что оружие, которое поставляли американцы сирийским курдам, использовалось также курдскими отрядами, действующими уже на юго-востоке Турции. Не способствуют улучшению ситуации и глубокие противоречия между Турцией и странами Евросоюза, в частности, Германией», - сказал эксперт газете ВЗГЛЯД.
По мнению Васильева, велика вероятность, что американцы, используют в Сирии уже опробованный в Ираке сценарий. «Напомню, что в Ираке ЦРУ, чтобы предотвратить трансграничный конфликт между Турцией и иракскими курдами, сыграло на противоречиях между разными движениями курдов - партиями Свободного Курдистана и Демократической партией Курдистана, с одной стороны, и Рабочей партией Курдистана с другой. В результате РПК были вытеснены из переговорного процесса, а эти две умеренные партии были вовлечены во взаимовыгодную торговлю с Турцией. Было также достигнуто соглашение о «буферной зоне» на севере Ирака, где разместились части турецкого спецназа для предотвращения проникновение боевиков РПК в Турцию», - рассказал Васильев.
Эксперт предполагает, что американцы теперь попытаются вычленить умеренную, договороспособную силу среди сирийских курдов, усадив ее за стол переговоров с Анкарой, а радикалы, соответственно, останутся на обочине переговорного процесса. Соответственно, полагает Васильев, возможна в дальнейшем договоренность о буферной зоне, аналогичной иракской, теперь уже в сирийском Курдистане.
Тем временем президент Франции Франсуа Олланд призвал к незамедлительному перемирию в Сирии, пообещав обсуждать вопрос с президентом РФ Владимиром Путиным. «Франция призывает незамедлительно добиться перемирия в Сирии», – заявил Олланд, выступая перед французскими послами на конференции МИД. Президент посетовал, что Турция начала операцию в Сирии, зачастую сталкиваясь с курдами, что может привести к резкому ухудшению ситуации.