Легенда о «золотом поезде», таящемся где-то в Совиных горах Нижней Силезии, появилась в Польше в конце Второй мировой войны. Якобы в январе 1945-го немцы, желая спасти награбленное золото и драгоценности от наступавшей Советской армии, погрузили сокровища на поезд. Приказ об этом отдал лично обергруппенфюрер Карл Ханке – гауляйтер Нижней Силезии, а организовал предприятие реставратор и искусствовед Гюнтер Грундманн. Состав сформировали в Бреслау (теперь это Вроцлав) и отправили в Вальденбург (сегодня это Валбжих). В поезде должно было находиться до трехсот тонн золота, драгоценностей и предметов искусства. Но до Валбжиха поезд так и не доехал, потерявшись где-то в туннелях, выкопанных немцами в Совиных горах.
Польский министр заявил, что сокровища являются собственностью польского государства, и никакие другие страны, в том числе и Россия, на них претендовать не смогут. Тогда в дело вмешивается Всемирный еврейский конгресс
После войны Нижняя Силезия отошла Польше, и польское руководство принялось за поиски гигантского клада. В бумагах Грундманна были обнаружены списки многочисленных сокровищ и произведений искусства, которые он прятал в тайниках по всей территории Нижней Силезии перед приходом Красной армии. Но многие шедевры, упомянутые в списках, в итоге найдены не были. Это подпитывало слухи о затерявшемся в туннелях составе.
Возникает закономерный вопрос: зачем было вывозить золото из Вроцлава в маленький Валбжих, если гораздо проще переправить его в подземные хранилища берлинского банка? Ответа на этот вопрос нет до сих пор, однако легенда продолжает обрастать подробностями. К примеру, появилась версия, что поездов было два, а может быть, и три. При этом один из них находится рядом с замком Ксенз, другой – под городком Пеховице, третий – где-то еще.
В августе 2015 года несколько подзабытая легенда получила новую жизнь. Двое неизвестных, не пожелавших, чтобы их имена раскрывали прессе, проинформировали власти Валбжиха о том, что им известно точное местонахождение «золотого поезда». Якобы эта информация была получена из предсмертной исповеди некоего человека, который в молодости, по его словам, участвовал в загрузке таинственного состава. Заявители попросили юридического разрешения на раскопки и потребовали 10 процентов от стоимости сокровищ, несмотря на то, что, согласно законам Польши, такие клады полностью принадлежат государству.
Спустя несколько дней мэр Валбжиха рассказал об этой истории в интервью радио «Вроцлав», новость подхватило агентство Reuters. Так сюжет о «золотом поезде» попал в англоязычные СМИ, где наделал много шуму. Власти города последовательно утверждали, что поезд определенно находится в границах их городского поселения, и в Валбжих стали съезжаться искатели сокровищ со всего света. А польский замминистра культуры Петр Жуховский заявил, что данные, полученные с радара, позволяют утверждать, будто бы под землей действительно находится бронированный поезд более 100 метров длиной. И не забыл отметить, что сокровища, если их найдут, будут являться собственностью польского государства, и никакие другие страны, в том числе и Россия, на них претендовать не смогут.
Тогда в дело вмешивается Всемирный еврейский конгресс. Существуют вполне обоснованные подозрения, что золото, хранящееся в поезде, могло принадлежать евреям, погибшим от рук немецких оккупантов. И от правительства Польши потребовали проследить за тем, чтобы все сокровища жертв холокоста были переданы их наследникам.
Тем временем выяснилось, что два загадочных человека, предположительно, открывших местоположение золотого поезда, это немец Андреас Рихтер и поляк Петр Копер – владельцы горнорудной компании XYZ. Они даже запустили свой сайт с фотографиями чего-то, напоминающего сокрытый под землей поезд, и начали обратный отсчет времени до судьбоносных раскопок.
Поиски продолжались на протяжении всей осени, в Польшу стягивались кладоискатели со всего света. Старожилы давали интервью, вспоминая, как пленных заставляли рыть туннели в силезских горах, а потом там же, в горах, и расстреливали. На этом фоне активно обсуждались версии, что поезд может быть начинен взрывчаткой или ядовитым газом. Когда один из копателей погиб, сорвавшись с крыши склепа одной почтенной местной семьи, его друзей привлекли к суду за надругательство над могилами.
Эта золотая лихорадка активно освещалась и освещается не только крупнейшими польскими СМИ, но и ведущими мировыми масс-медиа. Легенда о «золотом поезде» впервые получила международную известность и стала активно раскручиваться со стороны руководства Польши. В обеспечении безопасности раскопок участвовали подразделения польской армии и пожарных. Все это веселье закончилось предсказуемо. На месте раскопок появилась команда геологов и инженеров из Краковского университета науки и технологии. Впоследствии, основываясь на их исследованиях, университет выпускает доклад, согласно которому никакого бронированного поезда под землей в Валбжихе нет. Любые гравитационные и магнитные аномалии, зафиксированные приборами, могут указывать только на то, что там существует несколько еще не открытых тоннелей.
Казалось бы, легенду о золотом поезде можно было сдать в архив. Однако летом 2016 года неунывающие Копер и Рихтер собрали пресс-конференцию и запустили новую серию раскопок. С 15 по 19 августа шесть привлеченных ими компаний независимо друг от друга вели исследования под Валбжихом, единственным результатом которых на сегодняшний день стала «многообещающая находка» пласта глины, которая отличается по характеристикам от местной и могла быть привезена откуда-то еще. По мнению копателей, наличие такой глины указывает на существование еще не открытого тоннеля. То есть именно на то, о чем говорили в декабре 2015 года ученые из Краковского университета. Про поезд Копер и Рихтер предпочитают пока молчать, но пласт глины уже объявлен ими «многообещающей находкой».
Шумиха вокруг «золотого поезда» имеет простое экономическое объяснение. Дело тут не в золоте нацистов, продолжающем оставаться мифическим, а в банальном заработке на туристах. Шоковая терапия либеральных реформ, обескровившая Польшу после бархатной революции, в Нижней Силезии прошла особенно тяжело, практически все шахты и рудники были закрыты. Маленький шахтерский городок Валбжих был обречен на безработицу и передающуюся из поколения в поколение нищету. Но легенда о «золотом поезде» стала идеальным туристическим аттракционом, недаром ее так увлеченно поддержали власти города и страны, а также местное население. В итоге поток материалов в англоязычной прессе сделал Нижней Силезии отличную рекламу.
По сути, Копер и Рихтер открыли новое туристическое направление в депрессивном районе Польши. И нет сомнения, что следующим летом в разгар отпускного сезона они запустят новую серию раскопок. Диггеры со всех концов света опять съедутся в Валбжих, а местные жители неплохо заработают на сдаче комнат в аренду и продаже новейших валбжихских сувениров – шоколадок в форме золотых слитков и футболок с изображением нацистского «золотого поезда», которого никто не видел и вряд ли когда-нибудь увидит.