В начале своего текущего турне по странам Прибалтики директор Национальной разведки США Джеймс Клеппер встретился с президентом Эстонии Тоомасом Хендриком Ильвесом, премьер-министром Таави Рыйвасом и руководством эстонской службы безопасности. «Президент Ильвес и директор Клеппер признали, что изменение ситуации в сфере безопасности в непосредственной близости от границ НАТО требует проведения реформы разведслужбы самой НАТО», – сообщила канцелярия президента Эстонии по итогам встречи.
Меркель сама впустила к себе на задний двор этот рой – и она не будет его тревожить. Хотя стоило бы
Решение о реорганизации или создании (пока это сформулировано не точно) новой общеевропейской разведывательной системы было принято еще на саммите НАТО в Варшаве. Есть две версии, как именно будут формулироваться задачи для новой общеевропейской разведки и, следовательно, формироваться ее структура. Согласно наиболее «спокойной», новые разведывательные усилия Европы должны быть обращены внутрь ее самой. То есть это не разведка даже, а некое новое контрразведывательное подразделение, которое будет заточено под антитеррористическую деятельность, но уже в масштабах всего ЕС без поправок на национальные границы. Основанием для таких мыслей служит массовый приток беженцев, череда неконтролируемых и неотслеживаемых террористических актов и общее понимание полного провала национальных разведок перед лицом такого рода угроз.
Контрразведывательные системы отдельно взятых Франции и Германии, а до них – Бельгии и Великобритании, действительно не готовы адекватно реагировать на новые вызовы глобального терроризма. Тем более что международный террор постоянно меняет тактику. Да, эта тактика – старая, да, все эти приемы были известны заранее, как и большинство людей, вовлеченных в управление терроризмом. Но в Европе в целом, как и в отдельных странах, не оказалось системы, которая могла бы эффективно бороться с массированным террористическим вызовом. Исправление неработающей системы, однако, заключено не в усилении взаимодействия, а скорее в улучшении работы национальных специальных служб. Причем речь идет не столько о профилактических мерах, сколько уже об операциях активного характера на местном уровне, и какая-то новая всеевропейская сверхслужба для этого не нужна. Достаточно политической воли, но ее-то ключевым странам Западной Европы как раз и не хватает.
Строго говоря, Франции необходима не новая система картотеки в рамках НАТО или ЕС и не дополнительные законы, о которых говорит Олланд, а полномасштабная армейская операция в уже сложившихся гетто во множестве французских городов. Окружение бронетехникой, зачистка кварталов с поквартирной проверкой жителей и открытием огня на поражение (как это было сделано, пусть и в урезанном варианте, в Бельгии год назад). Та же история и в случае с Германией, но там уже есть намерение обсуждать подобную перспективу, пусть и разбавленное бесконечными разговорами о «необходимости соблюдать демократические процедуры». Во Франции же любая подобная инициатива упирается именно в бесконечные лекции о примате либеральных ценностей и о «бедных арабских мальчиках», которым надо дать еще немного пособий, а то на коктейль Молотова не хватает.
Дело тут не только в конкретном президенте Олланде, а в самом восприятии французского общества, которое склонно разрисовывать мелками асфальт и организовывать флешмобы в ситуации, когда необходимо применение бронетехники. Олланд ставит соблюдение демократических и либеральных прав выше национальной безопасности в любом своем выступлении, включая траурные, что уже стало причиной его конфликта с частью генералитета и профессионалов разведки. Германия идет по тому же пути в силу иных внутриполитических причин, и пока пост канцлера занимает Ангела Меркель, об активных мероприятиях антитеррористической направленности на территории собственно ФРГ говорить не приходится. Она сама впустила к себе на задний двор этот рой – и она не будет его тревожить. Хотя стоило бы.
Другое дело, что идея новой европейской разведки сейчас не рассматривается именно в антитеррористическом контексте. Об этом можно было бы даже не упоминать, если бы решения, принятые в Варшаве, не были поддержаны отдельными экспертами в России. Саммит НАТО довольно жестко определил необходимость создания новой разведывательной системы именно в плане противостояния с Москвой, а не для более актуальной в современной ситуации борьбы с терроризмом. Причем инициаторами создания новой разведывательной системы выступили именно те страны НАТО, которые наиболее заинтересованы в политической конфронтации с РФ, – прибалтийские государства и Польша.
Все дело в том, что новая разведывательная служба будет формироваться не на пустом месте и не в рамках гражданского сотрудничества – например, в составе ЕС или ОБСЕ, а только внутри НАТО. И это не контрразведка, а именно новая система разведки, развивающаяся на основе уже бытовавших, но заброшенных после 1991 года систем.
Разведка НАТО существует давно и находится в непосредственном подчинении объединенного командования войсками. Ее центральный орган – Разведывательный комитет (он же – Европейский координационный комитет) Постоянного военного комитета – органа стратегического планирования и руководства альянса. Ранее эта структура выполняла в основном функции военной разведки, в том числе и физической. Например, в ее состав входили пункты наблюдения за советскими (а затем и российскими) подводными лодками и контроль за стратегическими проливами.
Сейчас речь идет о придании этой системе «нового дыхания». НАТО остается и останется еще надолго основной системой контроля над Европой, включая в первую очередь военную. Та структура, которая сейчас будет надстроена над старой, будет представлять из себя лишь усовершенствованную, подогнанную под новые границы систему мониторинга и наблюдения. То есть речь пойдет в первую очередь о формировании новых постов наблюдения, в том числе и на территории прибалтийских государств, Польши и Румынии – вблизи российских границ. На Украине разведки стран НАТО (особенно – США) вольготно себя чувствуют уже сейчас.
Идеалистические представления о том, что новая система будет рассчитана только на борьбу с терроризмом, а следовательно, Россия могла бы включиться в эту общую борьбу, нужно отбросить. Речь идет о создании новой враждебной структуры с более активным, чем ранее, участием второстепенных для НАТО, но пограничных для нас стран. Конечно, о возрастании роли агентурной разведки речь не идет, пока что сформулированы только предложения об усилении роли радиоэлектронной разведки и сопутствующих систем наблюдения за РФ и ее территорией.
В руководстве и среднем звене ЦРУ работают не роботы, зацикленные на неприязни ко всему российскому. Многие из них считают себя и считаются специалистами по России – и способны довольно объективно оценивать и ситуацию внутри страны, и даже национальную психологию. Но все равно это простое расположение в дихотомии «мы/другие», где «мы» – это американская система мышления, «другие» – замечательные и в чем-то даже похожие на нас русские парни и девушки, а главное, что Russians go to wrong direction – русские двигаются в неправильном направлении, и их надо поправить. Плохое понимание роли прибалтийских государств и Польши во всем этом в конце концов приводит ЦРУ к неверным решениям, в первую очередь к преувеличенному вниманию к данным, исходящим из Вильнюса, Риги и Таллина. Географическая близость к РФ, историческое прошлое и повальное знание русского языка еще не делает сотрудников спецслужб этих стран ценным источником информации. В подавляющем большинстве эти люди потеряли представление о современной России и склонны оперировать странными «советологическими» выкладками, которые выдаются за разведывательную информацию.
Надеяться на то, что новая разведывательная структура НАТО будет работать на общее дело – борьбу с терроризмом, не нужно. Даже в чисто человеческом плане совсем немногие сотрудники разведки, особенно в восточноевропейских странах, способны понять разницу между реальной угрозой и политическим нагнетанием истерики. А личностные характеристики в разведке порой куда важнее, чем общие установки. Чрезвычайная загруженность сотрудников ЦРУ протоколами и принципами поведения, убивающими индивидуальность – основу полевой и агентурной разведки, и предопределила кризис в организации.
Подытожим. В НАТО по инициативе ЦРУ, которое творчески приняло пас восточноевропейских стран, создается новая система военно-разведывательного контроля за РФ, в первую очередь территориальная и наблюдательная. И с этим придется смириться. Лучше и по уму они не сделают, как их ни уговаривай.