На фоне празднований по случаю Дня независимости лишь 52% граждан США заявили, что «очень гордятся» тем, что являются американцами, говорится в исследовании Института Гэллапа. С момента всплеска патриотизма в американском обществе после терактов 11 сентября (к 2003 году его уровень подскочил до 70%) наблюдается неуклонное снижение данного показателя – 61% в 2005-м, 57% в 2014-м и 54% в 2015-м.
С другой стороны, западные газеты предрекали крах советскому режиму, начиная с ноября 1917 года
По мнению социологов, устойчивое падение уровня патриотизма связано с общим недовольством американцев тем, как идут дела в стране. Если в 2004 году 55% опрошенных были удовлетворены направлением развития США, то с 2007 года этот показатель не поднимается выше 30%, отмечает Центр актуальной политики, публикующий перевод исследования.
При этом одной из наименее патриотичных демографических и социальных групп в американском обществе на сегодняшний день являются люди в возрасте 18–29 лет. С 2003 года процент молодежи, гордящейся своей страной, упал почти вдвое – с 60% до 34%. Не исключено, что в ближайшие годы США столкнутся с дальнейшим снижением общественного патриотизма, отмечается в исследовании.
Эти цифры хорошо объясняют, почему Дональд Трамп с его слоганом «Сделаем Америку снова великой» без особого труда выиграл праймериз и вскоре официально станет кандидатом от Республиканской партии США. Получается, гражданам единственной в мире сверхдержавы, одного из двух государств мира, чьи ядерные запасы могут уничтожить всю планету, нечем гордиться в собственной стране.
Впрочем, сумев собрать голоса республиканцев, недовольных падением величия Америки, Трамп пока что не сумел объединить вокруг себя достаточное количество избирателей для победы на президентских выборах. По данным того же Гэллапа, в настоящее время большинство избирателей без энтузиазма относятся к обоим ведущим кандидатам в президенты: 51% респондентов заявили о своей негативной реакции на президентскую кандидатуру Хиллари Клинтон, а 67% опрошенных выразили свое недоверие Трампу. Если ничего в этом смысле не изменится, в финале гонки Клинтон одолеет эксцентричного миллиардера, но президентом большинства американцев не станет все равно.
То есть избирателям не просто нечем гордиться. Они в принципе не видят смысла ни в кандидате, который обещает и дальше нести по миру свет демократии при помощи крылатых ракет, ни в кандидате, который обещает заниматься преимущественно внутренними делами страны. «Чума на оба ваши дома», как говорил шекспировский Меркуцио, умирая.
При этом никакой «третьей силы» на политическом небосклоне США пока не просматривается. Система устроена слишком герметично, именно поэтому и социалист Сандерс, и правый популист Трамп были вынуждены выдвигать свои кандидатуры именно от системных партий. Трампу удалось «взломать» систему, Сандерс выступил с меньшим успехом, но эта разница принципиальна только для их личных биографий. Изменить что-либо в отношении американцев к собственному государству и собственной политической системе им так и не удалось.
Разумеется, разнообразные апокалиптические прогнозы по поводу будущего США появляются в СМИ с завидной регулярностью, но точно так же и советские газеты на протяжении десятилетий писали о «загнивающем Западе», который спустя четверть века после падения СССР никак не может догнить до финальной стадии. С другой стороны, западные газеты предрекали крах советскому режиму начиная с ноября 1917 года – и через 70 с небольшим лет их прогнозы все-таки сбылись.
С точки зрения жителей большинства стран мира, СССР был вполне развитым государством – с бесплатной медициной и образованием, неплохой транспортной системой, высокими пенсиями и другими достижениями социализма, которые сейчас есть разве что в некоторых западных, в первую очередь скандинавских, странах. При этом сами граждане СССР были категорически недовольны практически всем – и очередями, и жилищной проблемой, и низкой зарплатой инженеров (по поводу собственного безделья 120-рублевые инженеры не рефлексировали), и невозможностью слетать в Париж на выходные, и пресловутым, вошедшим в анекдоты, отсутствием джинсов и колбасы. На бытовые проблемы наложилось недовольство политической системой – и Советский Союз рухнул, что стало полной неожиданностью даже для советологов, изучавших его десятки лет, не говоря уж о подавляющем большинстве советских граждан.
В США нет таких бытовых проблем, какие были в СССР 80-х, но американцы все равно недовольны. Налогами, медициной, межрасовыми конфликтами, самым высоким в развитом мире уровнем убийств, массовыми расстрелами, нашествием мигрантов и множеством других проблем, про которые жители многих других стран мира сказали бы «с жиру бесятся».
Теперь к бытовому недовольству добавилось разочарование в стране и в политической системе. Это, конечно, вряд ли приведет США к буквальному повторению судьбы СССР и распаду страны на 50 независимых штатов. Но то, что нестабильность внутри влиятельнейшего государства планеты усиливается с каждым годом, не вызывает сомнений. И показательно, что, как и в случае с СССР, основным виновником происходящего являются сами американские элиты, а вовсе не враждебное окружение или происки российских или китайских агентов.
Как революция пожирает своих детей, так и добившаяся победы в геополитическом противостоянии держава неизбежно сталкивается с теми же проблемами, что и некогда проигравшая сторона.