В последние несколько дней боевики ИГИЛ* продолжали свое наступление на позиции правительственных войск в пустыне восточнее Пальмиры. По ряду данных, им удалось прорвать фронт и почти вплотную приблизиться к Тадмору – жилой части древнего города. Джихадисты используют уже привычную тактику: сперва прорывают фронт с помощью удара смертников, а затем пытаются захватить высоты, которые имеют критическое значение для развития наступления в пустынной местности.
Очень не хочется, чтобы российские летчики прикрывали своими телами тактические недоработки совсем других людей
Именно в этом районе 8 и 9 июля активно применялись как российские вертолеты из состава контингента ВКС в Сирии, так и их аналоги, непосредственно принадлежащие САА. Из-за недостатка сирийских экипажей, подготовленных для управления сложными воздушными платформами, в которые экспортные варианты Ми-25 превратила модернизация, за штурвалами формально сирийской техники в некоторых случаях находились российские экипажи. Именно они и остановили первую волну наступления ИГИЛ на Тадмор, но, к сожалению, один вертолет был потерян, а его экипаж – Ряфагать Хабибуллин и Евгений Долгих – погиб.
Несколько дней спустя – 12 июля – по позициям ИГИЛ восточнее Пальмиры нанесли удар осколочно-фугасными боеприпасами уже российские стратегические бомбардировщики Ту-22М3, вылетевшие с аэродромов, находящихся непосредственно на территории РФ. «В результате удара уничтожен крупный полевой лагерь боевиков, три склада боеприпасов и вооружения, три танка, четыре боевые машины пехоты, восемь автомобилей, оборудованных крупнокалиберными пулеметами, а также большое количество живой силы противника», – сообщили в Минобороны. При этом российское военное ведомство подчеркивает, что авиаудар был нанесен по целям, выявленным в последние несколько дней и подтвержденным по нескольким каналам разведки.
Применение стратегических бомбардировщиков в данном случае не следует рассматривать как «акт мести» за гибель российских вертолетчиков, хотя такой соблазн, кончено, есть. Положение у Пальмиры действительно сложное, и остановить продвижение ИГИЛ в этой части Сирии требуется любыми средствами, с применением всех доступных инструментов, включая и тяжелые бомбардировщики.
#{smallinfographicleft=773669}Группировка правительственных войск в районе Пальмиры была ослаблена переброской некоторых частей в окрестности Алеппо и в провинцию Дамаск. В районе сирийской столицы за последние несколько дней САА при поддержке частей «Хезболлы» предприняла успешное наступление на остатки позиций «ан-Нусры» в Восточной Гуте – многострадальном пригороде, некоторые кварталы которого все еще контролируют разнообразные джихадисты, полностью окруженные и лишенные снабжения. Несколько месяцев правительственные переговорщики – как военные, так и гражданские – пытались убедить отдельные группировки сложить оружие. С некоторыми группами это удалось, и постепенно конфигурация фронта в Восточной Гуте стала совсем запутанной.
Сейчас в плотной городской застройке, от которой за шесть лет войны остались в основном развалины, есть лишь отдельные очаги сопротивления непримиримых. Примечательно, что в начале года, когда судьба окруженной группировки стала очевидна, некоторые командиры из «ан-Нусры» в Восточной Гуте пытались выходить на переговоры с правительственными войсками, выторговывая себе условия почетной эвакуации из-под Дамаска. Но правительственные силы и переговорщики на такого рода компромиссы с «ан-Нусрой» не пошли, во многом из-за нежелания создавать прецедент сотрудничества с теми, с кем сотрудничать неприемлемо. Тем более что сами джихадисты не стали хранить это общение в тайне, и на Дамаск обрушилась волна критики с Запада за сотрудничество с террористами, причем на контрасте с тяжелыми боями с проамериканскими и протурецкими силами, которые шли тогда же.
И вот теперь генеральный штаб САА почему-то счел своевременным все-таки покончить с исламистскими анклавами в Восточной Гуте, ослабив за счет этого наступления и без того провисавший фронт у Пальмиры. Кроме того, постоянная переброска с одного фронта на другой нескольких подразделений, считающихся элитными, негативно влияет на боеспособность в целом. Но похоже, что в Дамаске продолжают считать перспективной стратегию последовательных ударов на разных фронтах, хоть им кол на голове теши.
Одновременно правительственные войска усилились в районе Алеппо. Совершенно неожиданно 4-я механизированная дивизия начала наступление уже внутри города – в квартале Фатах Халаб (видимо, положившись на поддержку частей Национальной гвардии и усиления, также взятого из-под Пальмиры). Правительственные части вошли вглубь квартала Аль-Ларамун и осадили газовый завод Садкоп в индустриальной зоне. При этом пехота смогла быстро продвинуться, почти вплотную подойдя к зданию военно-воздушной разведки в квартале Аль-Захра. Вообще правительственные войска в этом районе Алеппо чрезвычайно быстро продвигаются на север уже второй день подряд, причем особо подчеркивается, что столь эффективное наступление (а это не слишком свойственно САА) стало возможно в результате безостановочных атак российских ВКС на позиции джихадистов. Российская авиация и впрямь буквально утюжила район местечка Кафр-Хамра, которое расположено чуть к северу от пресловутого Аль-Ларамуна, а также населенные пункты Хрейтан и Кабр-аль-Англиз, который был основан еще крестоносцами.
Данное наступление выглядит на редкость осмысленно и, возможно, стоило того, чтобы временно ослабить позиции под Пальмирой, но это вопрос точки зрения и теоретических представлений. Дело в том, что за несколько недель до этого правительственная армия сперва заняла, а потом удерживала так называемые фермы (сельхозугодья) Маллах, которые нависают над кварталом Аль-Ларамун с севера. Теперь же предпринята попытка (повторимся, довольно успешная) наступления с юга на север. В результате уже сейчас перерезано так называемое шоссе Кастелло – часть окружной дороги Алеппо, единственная трасса, по которой проходило снабжение боевиков «ан-Нусры» и проамериканских группировок в огромном «мешке» восточнее и южнее Алеппо. Теперь можно говорить о частичном окружении этой группировки и лишении ее регулярного снабжения. А если дела пойдут так же и далее, то крышка котла может закрыться, и о сражении за Алеппо можно будет говорить уже в прошедшем времени. Огромная (по местным масштабам) группировка противника окажется полностью окруженной, что и случилось несколько месяцев назад в Восточной Гуте.
Понимая это, джихадисты за последние трое суток предприняли несколько попыток масштабных контрнаступлений с целью вернуть себе утраченные позиции. Они вновь атаковали фермы Маллах, но понесли серьезные потери и отступили. Примечательно, что именно на позициях у Маллах (а это прямоугольный выступ фронта наподобие кулака) образовались спешно выведенные из-под Алеппо и как бы элитные «Тигры» – их оборону активно поддержали российские ВКС, нанеся ряд ударов по дороге у населенного пункта Хрейтан и в районе Хандарата. У последнего расположен огромный лагерь беженцев, из которого периодически доносится информация о пострадавших в результате ударов российской авиации. Но хандаратский лагерь беженцев – это, по сути дела, укрепленный лагерь «ан-Нусры» наподобие палестинских лагерей в секторе Газа. Правительственные войска пытаются продвинуться и в его направлении, но не такими быстрыми темпами.
Российские ВКС несколько раз применяли и спускаемые на парашютах бомбы, особенно в Аль-Ларамуне для уничтожения тоннелей джихадистов и укрепленных позиций в подвалах зданий в индустриальной зоне. Это оказалось эффективной и куда более дешевой тактикой, чем использование обычных бетонобойных бомб (как свободного падения, так и управляемых). Попутно все та же 4-я механизированная дивизия САА опять же при поддержке российских ВКС выбила джихадистскую группировку «Харикат Нуриддин-аз-Зинка» из квартала Бени-Зейд.
Очевидно, что попытка прорыва ослабленного фронта правительственных войск у Пальмиры призвана отвлечь силы из-под Алеппо, где наступление САА выглядит на удивление перспективно и постоянно развивается, несмотря на яростное сопротивление противника. Если Дамаск все-таки принял решение окончательно сконцентрироваться на «битве за Алеппо» и в конце концов покончить с этим очагом, ему приходится и рисковать, ослабляя другие участки фронта. Но не до такой же степени! Например, с зачисткой Восточной Гуты можно было бы и подождать. Очень не хочется, чтобы российские летчики прикрывали своими телами тактические недоработки совсем других людей.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ