Миллиардер Дональд Трамп, гарантировавший свое выдвижение кандидатом в президенты США от республиканцев, после террористической атаки в Орландо снова потребовал закрыть границы страны для мусульман.
Предупреждения Трампа, которые пытались затушевать как Обама, так и Клинтон, оказались, к сожалению, состоявшейся реальностью
«Наша иммиграционная система не работает как надо и не позволяет защитить наших граждан, – заявил фаворит республиканской гонки. – Люди въезжают в нашу страну, а мы даже не знаем, кто они такие». Говоря о теракте в Орландо, Трамп заявил, что единственная причина, по которой произошло это массовое убийство, – семье террориста изначально позволили приехать в США.
Закрытие границ и сворачивание политкорректности
Трамп потребовал «закрыть доступ» на территорию США мусульманам, которые прибывают из стран, «где есть доказанная история терроризма» против США, Европы и американских союзников. По словам миллиардера, такой запрет можно будет снять, когда будет обеспечена «надежная и совершенная проверка».
Трагедия в Орландо стала для Трампа очередным поводом для того, чтобы раскритиковать внешнюю политику, которую ведет Барак Обама и вела экс-госсекретарь, а ныне наиболее возможный кандидат от демократов Хиллари Клинтон. Интервенция в Ливии и попытки свержения властей в Сирии привели к «серьезной нестабильности» на всем Ближнем Востоке, констатировал Трамп.
Трамп осудил «смертельное невежество» Обамы и Клинтон и предупредил, что своей слабостью и нерешительностью они ставят под угрозу жизнь американцев. «Мы должны сказать правду и о том, как радикальный ислам приближается к нашим берегам, – сказал Трамп. – Они поставили политкорректность выше здравого смысла, выше вашей безопасности прежде всего. Я отказываюсь быть политкорректным», – подчеркнул Трамп.
Работа с диаспорой и контроль «стволов»
Хиллари Клинтон воздержалась от радикальных рецептов предотвращения трагедий, подобных случившейся в Орландо. Но, так же как и Трамп, она обратилась к примерам из недавнего прошлого – правда, удачным. «Начиная с 11 сентября правоохранительные органы упорно работали, чтобы строить отношения с американскими мусульманскими общинами, которые, скорее всего, признают опасные последствия радикализации, – отметила Клинтон. – Таким образом, мы должны активизировать контакты с этими общинами, а не сваливать вину или изолировать их».
Кроме того, Клинтон призвала ввести дополнительные меры контроля над огнестрельным оружием. Отметим, что ее вероятный соперник Трамп в угоду республиканскому электорату защищает право на свободную продажу «огнестрела».
В прошлом году миллиардер резко раскритиковал предложение Обамы ограничить продажу автоматического оружия. Как отмечают американские СМИ, в своем выступлении Клинтон переключилась на кандидата-республиканца, не называя при этом его имени.
«Проявил себя как мелкий партизан»
Представители республиканского истеблишмента, скорее, склонны критиковать Дональда Трампа за его реакцию. Макс Бут, старший научный сотрудник влиятельного «мозгового центра» – Совета по международным отношениям (CFR), советник сенатора-«ястреба» Джона Маккейна на выборах-2008, заявил: трагедия в Орландо могла бы помочь Трампу «сплотить республиканцев в борьбе с терроризмом», но Трамп повел себя как «мелкий партизан». Его критика возможного сочувствия Обамы к радикально настроенным мусульманам была «ужасна». Кроме того, Трамп встревожил власть имущих республиканцев клятвами кромсать международные торговые сделки и сомнениями по поводу столпов внешней политики США – обязательств в сфере безопасности по отношению к НАТО и азиатским союзникам, отмечает Бут.
Высокопоставленный чиновник Госдепартамента при администрации Буша Элиот Коэн назвал реакцию Трампа на Орландо «оппортунистической, неглубокой» и «не той, что американцы ждут от президента».
Мнение американцев разделилось поровну
Однако, судя по данным, приведенным Reuters, многие избиратели ждут от следующего президента США именно таких шагов. Стремительный рост рейтинга Трампа в Республиканской партии отчасти обусловлен его взглядами на иммигрантов и беженцев, констатирует Reuters.
После терактов в Париже рейтинг Трампа с призывом запретить въезд мусульманам ощутимо вырос за несколько недель, что ему и помогло окончательно оторваться от своих соперников по партии. В июне две трети республиканских избирателей уже заявили, что они согласны с Трампом. В целом по стране мнение разделилось почти поровну.
По данным соцопроса, проводившегося с 17 мая по 6 июня, 42% американцев заявили, что согласны с запретом на въезд мусульман, 50% против и 8% сомневались.
Однако эти данные были собраны до самого массового убийства в истории США. Как изменится мнение американцев теперь?
Вопрос Принципа
Ряд американских СМИ полагают, что трагедия в Орландо сыграет на руку Трампу.
«Убийца-исламист из Флориды, присягнувший на верность ИГ, проводил Трампа в Белый дом, равно как Марин Ле Пен – на пост президента во Франции, зато выпроводил Великобританию из ЕС и пустил мир в раскручивающуюся спираль эскалации насилия», – отметила газета The New York Times. Обозреватель издания Роджер Коэн сравнил бойню, учиненную 29-летним Омаром Матином, с выстрелом сербского националиста Гаврило Принципа, после которого вспыхнула Первая мировая война.
Майкл Орен, бывший посол Израиля в США, отметил: «Если бы я был Трампом, я бы подчеркнул мусульманское имя Омар Матин. Это меняет гонку».
The Washington Post признала, что риторика Трампа противоречива: по сути, он обвинил американских мусульман в укрывательстве террористов. «Мусульмане должны работать с нами, – цитирует издание Трампа. – Они знают, что происходит. Они знают, что (боевик Омар Матин) это плохо. Они знали, что террористы в Сан-Бернардино – это плохо. Но они не повлияли на них. И мы получили смерть и разрушение».
#{interviewpolit}Настойчивый призыв Трампа к временному запрету на въезд неамериканским мусульманам может стать оправданным в глазах многих американцев, отметило издание.
С тем, что расстрел в Орландо может стать решающим моментом для президентской кампании Дональда Трампа с его призывом ограничить иммиграцию мусульман в Соединенных Штатах, согласился и Reuters. Хотя связи Матина с Сирией до сих пор не подтверждены, скорее всего, он был завербован через интернет, указало издание. Повышенное внимание Трампа к национальной безопасности может привлечь к нему не определившихся избирателей и представителей республиканского истеблишмента, согласие с которыми ему, как ни крути, все-таки нужно, чтобы набрать квалифицированные кадры, если Трамп придет в Белый дом.
При этом СМИ отмечают, что бойня в Орландо не лучшим образом скажется на позициях демократа Барака Обамы под занавес его президентства. Обозреватель NY Times Роджер Коэн подчеркнул: Обама дал понять, что не одобряет законы о ношении оружия, «но он ничего не сказал об ИГ или о том, как удержать группировку на территории Сирии и Ирака».
«Активное ничегонеделание в Сирии во время продолжающейся более пяти лет войны позволяет части страны стать оплотом ИГ, усиливает поток беженцев в Европе, подрывает слово Америки в мире и открывает дорогу Владимиру Путину, чтобы тот подтвердил свою правоту – все это величайшие провалы администрации Обамы во внешней политике», – резюмировал Коэн.
«Мальчик, кричавший «Волк!», на самом деле видел волка»
«Позиции Трампа значительно усилятся после трагедии в Орландо», – заявил газете ВЗГЛЯД политолог-американист, профессор Виргинского университета (США) и российской Высшей школы экономики Александр Домрин.
«Объективно, те предупреждения Трампа об угрозах, которые представляет для США радикальный ислам и которые пытались затушевать как Обама, так и Клинтон, оказались, к сожалению, состоявшейся реальностью. Мальчик, который кричал «Волк!», на самом деле видел волка, а те люди, кто думали, что это просто собака бегает, оказались неправы», – указал политолог.
Эксперт напомнил, что Обама всегда стремится избежать употребления термина «радикальный ислам», все-таки «отчество» американского президента Хуссейн, и «некоторые американские консерваторы даже полагают, что Обама – скрытый мусульманин, каковым он, конечно, не является», отметил Домрин.
«Хиллари Клинтон также пыталась заигрывать с меньшинствами, от этнических до сексуальных, более того, это один из ее основных предвыборных козырей, – напомнил собеседник. – Трамп, напротив, изначально говорил о том, чтобы «запретить въезд не просто для радикальных мусульман, но вообще всех мусульман, чем, как полагали многие политтехнологи, он должен был подорвать свои позиции, а на самом деле поддержка американского населения в пользу Трампа только усиливалась», – констатировал политолог.
«Проблемы не с населением, а с истеблишментом»
При этом эксперт добавил, что не склонен верить теориям, будто Трамп радуется трагедии в Орландо или, более того, стоит за этой трагедией, равно как версии, что за терактами 11 сентября стояла администрация Буша: «Трамп и его сторонники, конечно, меньше всего хотели, чтобы эта трагедия произошла», – указал политолог.
Однако эксперт не считает, что «Трамп из-за своих часто неполиткорректных заявлений подрывает собственную электоральную базу». Он напомнил, что «у Хиллари нет устойчивого перевеса над Трампом, если бы выборы состоялись, скажем, завтра или в ближайшее воскресенье», указал политолог. Он добавил, что проблемы у Трампа не с населением, а с партийным истеблишментом собственной партии, «которые меньше всего хотели бы, чтобы на партийном съезде единым кандидатом от республиканцев стал такой неуправляемый человек, как Трамп. Тут ключевое слово – «неуправляемый». Партийной машине всегда нужен управляемый кандидат», – резюмировал эксперт.