Правительство Германии разрешило преследовать в уголовном порядке телеведущего Яна Бемермана, который в эфире оскорбил президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, заявила в пятницу канцлер Ангела Меркель.
Она в открытую критиковала Путина и Россию за то, что преследуют группу Pussy Riot, говорила, что это просто искусство
«В итоге правительство в данном конкретном случае выдает санкцию», – цитирует РИА «Новости» Меркель, ответившую так на ноту Анкары об оскорблении.
При этом, добавила Меркель, правительство призвало убрать из Уголовного кодекса статью 103 «Оскорбление органов и представителей иностранных государств», по которой, собственно, и обвиняется Бемерман. Комику по ней грозит лишение свободы до трех лет или штраф, но если оскорбление сопряжено с клеветой – то до пяти лет. Для начала разбирательства по этой статье требуется жалоба иностранного правительства и согласие правительства самой ФРГ. Как надеется Меркель, статью 103 отменят еще в текущий период полномочий бундестага, то есть в течение двух лет.
Судьба комика вызвала ссору в команде канцлера. Представители Социал-демократической партии Германии (СДПГ) в правительстве голосовали против, решение принято только благодаря лично Меркель, признался глава МИДа Франк-Вальтер Штайнмайер. «При равном разделении голосов решающим стал голос канцлера, – сказал он, добавив: – Это было трудное решение». «Уголовное преследование сатиры из-за «оскорбления его величества» не вписывается в картину современной демократии», – вторил ему однопартиец, лидер фракции СДПГ в бундестаге Томас Опперманн.
Оппозиционные политики выразились гораздо резче. Решение ошибочно, «грязная сделка с Турцией» по мигрантам оказалась для главы правительства важнее свободы слова, возмутился глава «зеленых» в парламенте Антон Хофрайтер. Лидер фракции левых Сара Вагенкнехт назвала поступок канцлера «невыносимым низкопоклонством». «Меркель заискивает перед турецким деспотом Эрдоганом и жертвует свободой прессы в Германии», – написала Вагенкнехт в Twitter.
Зато однопартийцы Меркель поддержали ее. Глава фракции ХДС-ХСС Фолькер Каудер заявил, что «решение правильное» и «сатире разрешено все, но не каждое оскорбление является сатирой». А генсек ХДС Петер Таубер добавил: «Правительство всерьез относится к правовому государству. Даже если это иногда и болезненно».
«Все от Анкары до Стамбула знают, что он гей»
Скандал начался с пародийной песенки про Эрдогана, которую еще в середине марта показали на немецком канале NDR, хотя шутки в той пародии были беззлобными, Анкара сразу не оценила юмора, и турецкий МИД в ответ вызвал на ковер немецкого посла.
Уже в ответ на этот демарш сатирик-телеведущий Ян Бемерман решил нанести свой удар. 31 марта в эфире сатирической передачи Neo Magazin Royalе телеканала ZDF он зачитал стихотворение про Эрдогана, которое, как он сам предупредил, будет запрещено в Германии. Но Бемерман пояснил, что стихи призваны показать Эрдогану, как выглядит настоящая клевета.
Текст целиком состоял из грязных оскорблений. Как сообщил портал «Семь.40», в нем говорилось, что президент Турции «смотрит детское порно», истребляет курдов и притесняет христиан, а также что «все от Анкары до Стамбула знают, что он гей». Сочтя такой набор, видимо, недостаточным, Бемерман добавил, что Эрдоган воняет хуже, чем промежность свиньи. Кроме того, автор стихотворения сравнивал Эрдогана с известным австрийским маньяком Йозефом Фритцлем, который на протяжении 24 лет держал в подвале и насиловал собственную дочь. Стихотворение Бемерман прочитал на фоне флага Турции и портрета Эрдогана, в сопровождении турецких субтитров.
Позднее администрация ZDF удалила ролик со своего сайта, заявив, что стихотворение не соответствовало этике канала. Но было уже поздно. Представитель правительства Штеффен Зайберт сообщил, что Меркель сочла его осознанным оскорблением.
Судя по всему, Бемерман не знал о существовании статьи 103 УК и был уверен, что запрет коснется лишь его текста, а не его лично. Но на прошлой неделе прокуратура открыла разбирательство против Бемермана. Кроме того, в понедельник президент Турции обратился в прокуратуру в частном порядке с иском против комика. В среду комику предоставили полицейскую охрану.
Меркель «открыла ящик Пандоры»
В немецких медиакругах Меркель в целом подвергли порицанию. «В этом решении канцлера не было необходимости, так как президент Турции Эрдоган уже подал заявление прокурору Майнца», – заявил глава Немецкого союза журналистов Франк Уберал, добавив, что Берлин подал «неправильные сигналы» Анкаре. Он также приветствовал решение отменить в УК спорную статью.
Как пишет ТАСС, накануне группа видных деятелей культуры Германии выступила с призывом прекратить разбирательство. В публичном письме «Дорогое правительство, сохраняй спокойствие!» говорилось, что «дискуссии вокруг критики стихотворения Яна Бемермана про Эрдогана должны вестись в фельетонах, а не в майнцском суде».
Шеф-редактор интернет-газеты World Economy Александр Сосновский (Берлин) счел решение канцлера «капитуляцией». «Начиная с сегодняшнего дня уже не каждый в Германии может свободно и не опасаясь репрессий высказывать свое мнение устно или письменно, как это предусматривает 5-й параграф немецкой конституции. Ящик Пандоры открыт – Меркель создала опасный прецедент, который подставляет под статью уголовного кодекса любого, кто выскажется неподобающим образом о государственном лице, – заявил Сосновский газете ВЗГЛЯД. – В условиях, когда вокруг все вопят об информационной войне, о борьбе пропаганд, о «врущей прессе», это означает одно – сезон охоты на журналистов открыт».
Как напоминает Сосновский, злополучная статья появилась в Уголовном кодексе еще во времена Бисмарка – в 1871 году. Затем она перекочевывала из редакции в редакцию УК и при этом все эти годы оставалась «мертвой» – насколько известно, по ней не был осужден ни один человек. Правда, в 1987 году под нее чуть не угодил другой сатирик, Руди Каррель, который аналогично Бемерману публично посмеялся над аятоллой Хомейни. Между Бонном и Тегераном тогда разгорелся дипломатический скандал, аятоллы тоже требовали суда, но в тот раз тщетно.
Как свидетельствуют результаты опроса общественного мнения, опубликованные 12 апреля социологической службой YouGov, 77% немцев считают начатое расследование неуместным.
«Я госпожу Меркель здесь не понимаю, – заявил газете ВЗГЛЯД директор Германо-российского форума Александр Рар. – Несколько лет назад я присутствовал в Кремле на «Петербургском диалоге», где она в открытую критиковала Путина и Россию за то, что преследуют группу Pussy Riot, говорила, что это произведение искусства. Но теперь она сама осудила Бемермана. То есть можно издеваться, писать сатиру на Путина, а на Эрдогана – нельзя. Тут попахивает двойной моралью. Теперь она дала согласие на возбуждение дела против него по уголовной статье, о существовании которой все забыли. Бемерман действительно очень грубо оскорбил Эрдогана. Но где граница? Кто решает, насколько сильно оскорбление? Это вопрос принципа».
Впрочем, по мнению немецкого политолога, на самом деле понять логику Берлина можно. «Госпоже Меркель и всему правительству нужно заручиться полной поддержкой Эрдогана, потому что от него зависят судьбы многих политиков здесь. Если он не закроет границы с Сирией, то миллионы беженцев так и будут идти в Германию оттуда. На него последняя надежда», – подытожил Рар.