Словения практически полностью перекрыла свою границу для нелегальных мигрантов. Теперь впускать в страну будут лишь тех, кто действительно находится в безвыходном положении и при этом планирует просить убежища непосредственно у словенских властей. Таким образом, один из главных транзитных маршрутов с Ближнего Востока в ЕС закрывается. Сразу же после этого заявления Сербия объявила, что закрывает свою границу с Македонией и Болгарией для всех, у кого нет виз или других документов, разрешающих пребывание в стране.
Как вы думаете, были ли у премьер-министра Турции Ахмета Давутоглу с собой чай и котята, когда он прибыл в Брюссель торговаться?
Действия Словении и Сербии фактически стали ответом на принятые в ночь на 9 марта предварительные договоренности между властями Евросоюза и Анкарой. Согласно оным, предполагается возвращение всех новых незаконных мигрантов, приплывающих из Турции на греческие острова, ускорение плана визовой либерализации между ЕС и Турцией, ускоренное же выделение туркам 3 млрд евро и дополнительное финансирование механизма помощи беженцам в Сирии, подготовка к открытию новых глав в переговорах по вступлению Турции в ЕС, возможность учреждения в Сирии зон, которые будут более безопасными, и, наконец, переселение сирийских беженцев по принципу один за одного. Этот принцип означает, что в обмен на каждого возвращенного нелегального беженца Анкара получит возможность отправить в Европу одного легального.
Таким образом, никакого смысла удерживать у себя беженцев у Турции нет. Ведь чем больше нелегалов доберутся до Европы и будут возвращены назад, тем от большего количества мигрантов сможет избавиться сама Анкара.
Реакция европейских СМИ на достигнутые договоренности на удивление синхронная и единодушная – большинство оценивает их крайне скептически, вне зависимости от гражданства и редакционной политики.
#{image=990112}«Авторитарный президент Турции доказал, что является ненадежным и проблематичным партнером с тех пор, как разразился сирийский кризис. Но срочная нужда Европы в помощи с его стороны на данный момент перевешивает недобрые предчувствия», – говорится в материале либеральной The Guardian.
Консервативная австрийская газета Die Presse отмечает: «Было ошибкой Ангелы Меркель сделать ставку исключительно на Турцию. У президента Эрдогана сложилось мнение, что ему теперь (почти) все позволено. Европейцы притихли и боятся пикнуть».
Леволиберальная польская Gazeta Wyborcza, напротив, считает, что роль Анкары для Европы значительно выходит за рамки текущего миграционного кризиса, поскольку Турция могла бы «спасти шенгенскую зону от развала, остановить популистов, использующих страхи перед иммигрантами в своих целях, восстановить веру в ЕС». Но тут же задает вопрос: «Не будет ли цена за это слишком высокой? Не означает ли договор с Эрдоганом предательство самих себя?»
В свою очередь Financial Times называет пять главных проблем на пути реализации соглашений: сомнительность законных оснований для возвращения беженцев, возможность резкого неприятия в некоторых странах ЕС формулы обмена беженцев «один на один», сложность в реализации самого плана, не слишком большой оптимизм ряда членов ЕС по поводу безвизового въезда для 75 млн турок и сложность в выполнении Анкарой ряда требований для теоретического получения в будущем членства в ЕС.
Чешская либеральная газета Hospodarske noviny предостерегает: «Даже если стороны придут к соглашению, что Турция возьмет на себя обязательства заботиться о максимально возможном количестве беженцев и бороться с нелегальной миграцией, еще нужно будет посмотреть, что из этого будет не просто стоять на бумаге, но и действительно реализовано». Чешские журналисты, видимо, имеют в виду то, что еще осенью Турция пообещала ЕС принять меры против контрабандистов, нелегально перевозящих людей на греческие острова, но реальных действий за этим не последовало.
Консервативная французская газета Le Figaro констатирует, что «20 месяцев декларации собственных принципов, прямым текстом озвученное приглашение сотням тысяч мигрантов, неработающие решения, политические провалы, поспешно возведенные барьеры», по сути, обернулись фиаско. И главный урок этого фиаско – «влияние Германии особенно ощущается именно тогда, когда она движется в неверном направлении, а ее партнеры – Франция прежде всего – оказываются слишком слабы, чтобы ее образумить».
«Знаком стало то, что перед встречей в Брюсселе Меркель не прижала демонстративно к груди ни одного беженца или мигранта, которые сейчас убивают свое время, разбирая на части пограничные ограждения между Грецией и Македонией или мирно шагают из Афин дальше на север», – иронизирует консервативная венгерская газета Magyar Nemzet.
«Европа оказалась у Эрдогана на поводке», – резюмирует «Немецкая волна». А британская The Telegraf сравнивает прошедшие переговоры с покупкой турецкого ковра:
«Сначала продавец заламывает цену. Клиентка качает головой и уходит. Тогда он догоняет ее, улыбается и пытается уверить, что предложит очень хорошую цену. Затем он усаживает ее пить чай и предлагает восхититься совершенством ковра. После этого клиентка, собрав остатки силы воли, пытается покинуть магазин, пообещав продавцу, что подумает и вернется... Пока клиент еще не покинул магазин, продавец не сдается: он начинает разворачивать другие ковры, кряхтя и гримасничая, либо прибегает к последнему средству – котятам. В итоге вы, стоя рядом с 19 одинаковыми коврами, с котенком в одной руке, чаем в другой, беспомощны и не можете сказать «нет», а это то, что турку от вас нужно. Причем в итоге, с учетом доставки в страну клиента, он продает этот ковер точно по той цене, которую называл вначале. Как вы думаете, были ли у премьер-министра Турции Ахмета Давутоглу с собой чай и котята, когда он прибыл в Брюссель торговаться по поводу миграционной сделки с Евросоюзом?» – вопрошает автор статьи.
«Ангела, возьми себя в руки! Канцлер Германии серьезно рассматривает вариант предоставить туркам шесть миллиардов евро, в два раза больше, чем Турции предлагали изначально. У меня, как у мастера вести торги с продавцами ковров в Турции, есть совет для госпожи Меркель: отложите в сторонку котенка и отставьте чай, вернитесь в отель и примите холодный душ», – цитирует материал РИА «Новости».
Но, пожалуй, самое главное в достигнутых договоренностях – это не то, что они бессмысленны, могут дорого обойтись Евросоюзу и по разным причинам не нравятся европейским журналистам. Главное – они противоречат международному праву.
«Коллективная депортация запрещена Европейской конвенцией о правах человека», – напомнил глава отделения Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) в Европе Винсан Кошетель. «Мигрантов можно высылать только в те страны, где они могут подавать ходатайства о предоставлении убежища и имеют доступ к образованию, медицинскому обслуживанию и возможность поиска работы. Турция же предоставляет большинству мигрантов лишь временную защиту, при этом они не имеют права подавать ходатайство об убежище», – заявил верховный комиссар ООН Филиппо Гранди.
Российские СМИ на Западе часто обвиняют в нагнетании проблемы беженцев, жалуясь на «пропаганду» и заявляя, что в реальности проблема не так серьезна. Но заведомо бессмысленные меры (вроде принципа «один за одного» и выделения Турции миллиардов евро без каких-либо обязательств), тем более нарушение Евросоюзом собственного законодательства и международных правовых актов, можно объяснить только одним – отчаянием. Ангела Меркель и другие европейские лидеры не знают, что делать с беженцами, и, подобно утопающему, хватаются за любую соломинку.
Однако случаев, когда соломинка действительно помогла хоть одному утопающему, в мировой истории пока не зафиксировано.