Ставший достоянием гласности в понедельник план ликвидации молдавской государственности предусматривает к 2018 году «одномоментное, без переходных периодов включение территории между Днестром и Прутом в состав Румынии, ЕС и НАТО». Его составил бывший советник премьер-министра Румынии, эксперт Фонда университета Черного моря румынской академии наук Петришор Пую.
Активизировались унионистские организации – и общественные, и политические. Такие настроения усиливаются
«Единственный способ» присоединиться «к евроатлантическим структурам безопасности (НАТО) и европейским политическим структурам (ЕС)» – это перевести территории между Прутом и Днестром под полное управление румынских законов, считает Петришор Пую.
Квота «по-трансильвански»
Согласно плану, никакого референдума не потребуется, слияние просто утвердят парламенты, после чего должен быть избран законодательный орган объединенной Румынии. В парламенте и правительстве предлагается сохранить для представителей Молдавии квоту в 20% в течение 20 лет. Живущие в бывшей советской республике национальные меньшинства включаются в румынское общество по модели, примененной к проживающим в Трансильвании венграм.
Напомним, по опросам в Румынии число сторонников слияния двух стран составляет почти 68%, в Молдавии – лишь 21% жителей. Тем не менее в молдавской оппозиции нарисованный сценарий отнюдь не сочли фантастическим. «Ни МВФ, ни внешние партнеры денег нынешним властям не дадут. Через пару лет гражданам могут объявить, что «лучше ужасный конец, чем ужас без конца». В качестве «ужасного конца» предложат объединение с Румынией», – предсказал лидер пророссийской «Нашей партии» Ренато Усатый. «Сохранить Молдавию как государство можно, если удастся поменять власть в стране до 2018 года, но это возможно только посредством массовых протестов», – написал в соцсетях оппозиционер. По мнению политика, Бухарест убедил Евросоюз и США поддержать олигарха Влада Плахотнюка, который, в свою очередь, «обещал Бухаресту присоединить Молдавию к Румынии».
«Траянский» конь
Словно по совпадению план появился спустя два дня после того, как экс-президент Румынии Траян Бэсеску и его супруга Мария официально запросили гражданство Молдавии. Бэсеску известен как сторонник воссоздания так называемой Великой Румынии в границах 1939 года. Еще несколько лет назад Бэсеску пообещал, что после истечения полномочий запросит гражданство Молдавии, чтобы самому бороться за воссоединение. Покинув свой пост в декабре 2014 года, экс-президент возглавил партию «Народное движение», программной целью которой стало как раз воссоединение.
«Бэсеску связывают с Молдавией две победы на президентских выборах. Причем на последних именно жители Молдавии с румынскими паспортами и обеспечили ему победу, – напомнил газете ВЗГЛЯД бывший посол Молдовы в ООН и Совете Европы, политолог Алексей Тулбуре. – Он имеет право на гражданство, но не имеет права участвовать в президентских выборах, потому что должен 10 лет прожить на территории Молдавии».
Впрочем, эксперт не исключил, что до назначенных на май президентских выборов в Молдавии власти могут отменить 10-летний ценз оседлости, мешающий Бэсеску баллотироваться. «Тут логика есть. Плахотнюк очевидно заручился поддержкой Бухареста, поскольку Плахотнюк пообещал обеспечить некоторую стабильность. А на фоне конфликта с Россией вокруг Украины это для Запада важно. В обмен на это его простят, не отберут наворованное. Плахотнюк сумел сколотить там разными методами подконтрольное конституционное большинство, и парламент может проголосовать за что угодно. Население даже никто не будет спрашивать», – считает политолог.
«Пока большинство молдаван все равно против объединения. Но активизировались унионистские организации – и общественные, и политические. Такие настроения усиливаются, потому что обстановка ухудшается, государство остается «захваченным» со стороны олигархов, дело о краже миллиарда евро не расследуется. В последний раз унионистские настроения также нарастали во время приднестровской войны 1992 года. Тогда тоже многие говорили, что уж лучше объединиться, чем продолжать эту братоубийственную войну», – напомнил Тулбуре.
«Если деградация государства будет продолжаться, то какой-то такой план может быть вполне реализован. Допускаю, что никто затормозить этот процесс не сможет. Брюссель-то как раз такого развития событий не хочет, но тут главную роль, конечно, будет играть Вашингтон», – предсказал политолог.
Забыть Приднестровье
«Тактика унионистов теперь изменилась. Они больше не говорят на языке понятий 19 века – «чистота крови», «историческое единство» и так далее. Сейчас речь идет просто о том, что молдаване не могут самоуправляться, что политические институты несостоятельны, а объединение автоматически решает массу вопросов: это повышение уровня жизни, вступление в Евросоюз и НАТО. То есть лозунги изменились, и на фоне разрухи они звучат более убедительно», – предупредил Тулбуре.
«Теперь частично даже русскоязычные жители Молдавии начинают к ним прислушиваться. Мол, присоединимся к действующему государству, где закон работает, нам-то что. Ведь ситуации, как в Прибалтике, у нас не было. Никого не дискриминировали из-за незнания государственного языка. Русские были на уровне вице-премьеров и министров, хотя и немного. Но все равно нельзя сказать, что Молдавия была образцом интеграции разных этнических групп или плавильным котлом. В Румынии тоже есть меньшинства, которые когда-то считались людьми второго сорта – венгры и немцы. Но теперь там явный «этнический прогресс»: немец стал президентом», – отметил эксперт.
#{ussr}Тем временем Пую уже признал «самыми чувствительными пунктами» своего плана воссоединения финансирование и приднестровскую проблему. Финансирование объединения, полагает автор проекта, предполагает увеличение бюджета Румынии на одну шестую часть, с нынешних 60 млрд долларов до 70 млрд. Половину нужной суммы, считает Пую, могут покрыть фонды ЕС, а вторую предлагается изыскать за счет иностранных инвестиций и выпуска облигаций.
Что касается Приднестровья, то Пую готов пожертвовать этой территорией де-факто. Для этого он предлагает перейти к формату «2+1» (Румыния, Молдавия, Россия) и «договориться напрямую с Москвой». В плане также оговаривается обмен населения с Приднестровьем, в ходе которого предлагается принять из непризнанной республики около 100 тыс. человек, которые пожелают жить в Евросоюзе.
«Такие идеи, как «обмен населением» с Приднестровьем, очень узнаваемые. Румыния такие эксперименты проводила в межвоенный период, оправдывая все это идеей «этнически чистого» государства. Предлагалось выселять евреев, венгров, сербов, болгар из «великой Румынии» и привозить взамен тех, кого в Бухаресте считали своими соплеменниками, например, это арумыны из Северной Греции», – напомнил Тулбуре.
Позиция Тирасполя
В МИДе самой Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) газете ВЗГЛЯД напомнили, что данная риторика «в последние месяцы звучит все активнее, поскольку в Республике Молдавия (РМ) существует широкая питательная среда для подобных инициатив».
«Выбор пути развития является исключительно внутренним делом РМ. Вместе с тем полагаем, что активизация подобных призывов, подразумевающих окончательную утрату Молдовой суверенитета, заслуживает самого пристального внимания международного сообщества, поскольку очевидно, что данный сценарий повлечет за собой кардинальное изменение всего регионального баланса сил и переформатирование системы безопасности в Восточной Европе. Такое развитие ситуации закономерным образом изменит базовые позиции участников международного переговорного процесса в формате «5+2», – заявили в МИД республики.
В Тирасполе констатируют «системную неготовность» Кишинева к диалогу и «хроническое отсутствие» мотивации для урегулирования отношений с ПМР. Это, по мнению МИДа, предоставляет экспертному сообществу основания рассматривать сценарий объединения с Румынией в качестве «весьма вероятного».
Кроме того, в МИДе отметили, что план Пую появился как раз накануне намеченного на апрель визита делегации зарубежных посредников и наблюдателей в Тирасполь и Кишинев. При этом представители РМ «продолжают демонстрировать фактическое отсутствие внятной позиции относительно практических предложений Приднестровья по урегулированию» отношений.
«Вновь подчеркиваем, что Приднестровье ни в каком качестве не соотносит свой стратегический вектор развития с теми или иными устремлениями Республики Молдова, – заявили газете ВЗГЛЯД в МИДе. – Курс Приднестровской Молдавской Республики на независимость, максимальную интеграцию с Россией и включение в Евразийские объединения, зафиксированный в Концепции внешней политики, определен народом Приднестровья в ходе свободного волеизъявления на референдуме 2006 года».
Как считают в Тирасполе, подобные призывы подтверждают «стратегическую неопределенность» и общую «государственную неустойчивость» современной Молдавии, которую регулярно сотрясают кризисы. Напротив, «прожектерские» попытки решить судьбу приднестровцев за них самих со всей очевидностью подтверждают верность выбранного Тирасполем стратегического пути, подчеркнули во внешнеполитическом ведомстве республики.