Несмотря на объявленный режим прекращения огня, фактическое перемирие все еще не достигнуто. Одной из самых неспокойных зон остается территория на границе с Турцией. Анкара продолжает дестабилизировать ситуацию и снабжать боевиков оружием, о чем напоминают в Москве.
Надо закрыть два прохода: Аазаз и Джераблус. Это могут сделать только курды при поддержке российской авиации
Закрыть границу
Глава МИД РФ Сергей Лавров во вторник сообщил, что Турция продолжает вести дестабилизирующую деятельность на территории Сирии. Происходит это посредством поставок вооружения террористическим группировкам, базирующимся в приграничных с Турцией районах. «Особая задача – пресечь подпитку террористов извне, для чего необходимо перекрыть границу Сирии с Турцией, через которую идут поставки оружия бандитам, в том числе в колоннах с гуманитарной помощью», – заявил Лавров. Он напомнил, что в самой Турции жестко пресекаются попытки поднимать эту тему. «Сообщивших об этом журналистов отдают под суд и приговаривают к тюремному заключению на многие годы», – напомнил министр.
Москва намерена обсудить проблему провоцирования Турцией конфликтов на территории Сирии на площадке ООН, подтвердил и замглавы МИД РФ Михаил Богданов. «Насколько я знаю, идут нарушения с турецкой стороны. Обстреливаются позиции курдов. Это все обсуждается», – подчеркнул он.
Чуть позже во вторник Лавров обсудил на сессии Совета ООН со специальным посланником по Сирии Стефаном де Мистурой и генсеком ООН Пан Ги Муном. По итогам переговоров было заявлено о готовности участников политического процесса сотрудничать со всеми сторонами, заинтересованными в наступлении устойчивого перемирия в Сирии. Однако о решениях, которые бы помогли обеспечить контроль на границе Турции и Сирии, ничего сказано не было.
Тем временем необходимость создания условий для контроля в приграничной зоне становится все более острой. Так, во вторник с прилегающей к Турции территории был произведен артобстрел по уже мирным территориям Латакии. Группировки, находящиеся в этой зоне, поддержали соглашение о прекращении огня, и мирные жители начали возвращаться в населенные пункты. Под обстрел попали 33 журналиста из Болгарии, Греции, Германии, США, Китая, России и Канады, сообщает ТАСС. По официальной информации, обстрел произвела группировка «Джебхат ан-Нусра*». Ранее неоднократно отмечалось, что боевики этой организации пользуются поддержкой Турции.
#{smallinfographicleft=796350}Известно, что сразу после вступления в силу режима о прекращении огня – в ночь с 27 на 28 февраля, в Анкаре заявили, что не собираются подчиняться договоренностям. В ту же ночь произошло нападение на сирийский город Этт-Телль эль Абьяд, которое осуществлялось с турецкой территории. Минобороны РФ зафиксировало стягивание турецкими военными бронетехники к сирийской границе, а также укрепление позиций военных в приграничных с Сирией районах. Все это, по мнению Москвы, можно расценивать как провокацию, способную свести на нет усилия по прекращению огня.
Осторожно: гуманитарные конвои
Проблема поставок вооружений из Турции для террористов, воюющих на территории Сирии, также остается проблемной и острой. Еще до наступления режима прекращения огня Анкара заявляла, что Россия наносит удары по гуманитарным конвоям, направляемым из Турции в сирийские провинции, где проживают внутренние беженцы. Например, в ноябре турецкие СМИ распространили информацию о якобы имевшем место ударе российских ВКС по гумконвою, следовавшему в город Аазас.
Тем временем в самой Турции журналисты проводили расследования, связанные именно с так называемыми гуманитарными конвоями. В результате выяснилось, что под видом безобидной помощи беженцам Анкара поставляет боевикам оружие, еду и медикаменты. Разоблачительная статья об этом была опубликована газетой Cumhuriyet еще в мае 2015 года. Доказательства было сложно опровергнуть. В итоге премьер-министру Давудоглу пришлось заявить, что этот конвой вез помощь сирийским туркоманам.
Журналистам, обличившим «гуманитарную помощь», не удалось избежать гнева Анкары. Главный редактор газеты Джан Дюндар и корреспондент Эрдем Гюль, работавшие над материалом, вскоре были арестованы и обвинены в шпионаже и террористической деятельности. О судьбе этих и других журналистов упоминал, в частности, Сергей Лавров.
Война по обе стороны границы
Нестабильной ситуация остается и по ту сторону границы – в самой Турции. Так, во вторник представители курдов, населяющих эту страну, заявили о намерении при помощи Москвы обратиться в ООН с требованием рассмотреть ситуацию в юго-восточных провинциях, фактически представляющих собой так называемый Турецкий Курдистан. «Мы хотим, чтобы Россия вынесла этот вопрос на Совет Безопасности ООН и чтобы Совбез принял резолюцию. Мы ведем работу с российскими властями и дипломатами в этом направлении», – заявил РИА «Новости» Селахаттин Соро, представитель Национального конгресса Курдистана в Москве.
По данным конгресса, среди жертв спецоперации турецких властей много мирных жителей. «Погибло около 5 тысяч, если посчитать всех – и мирных жителей, и курдских ополченцев, и полицейских, и солдат. По всей Турции 400 раз подвергались нападениям офисы (прокурдской) Партии демократии народов», – отметил Соро. Он считает, что эти данные занижены. «Только из города Джизре (город на востоке Турции) несколько раз поступали сообщениями о погибших под обстрелами сотнях курдских активистов. На самом деле, точных данных нет – турецкие власти не дают собирать эти данные и ни с кем не делятся имеющейся у них информацией», – подчеркнул Соро.
«Перекрывать границы некому»
Директор исследовательского центра «Ближний Восток – Кавказ» Станислав Тарасов уверен, что Россия и США могут предпринять определенные действия по пресечению поставок турецкого оружия боевикам через сирийско-турецкую границу. Заключенное между странами соглашение по перемирию предусматривает соответствующие механизмы совместных действий на сирийской территории. Однако это не сможет полностью ликвидировать каналы подобных поставок.
«В этом соглашении есть изюминка – перемирие не касается «Исламского государства*» и других радикальных группировок. Это значит, что в само соглашение заложен эффект возможного противостояния», – сказал Тарасов газете ВЗГЛЯД.
Он напомнил, что сирийско-турецкая граница протяженностью более 800 километров, и перекрыть ее очень непросто. А если реально смотреть на вещи, то попросту невозможно.
«На это потребуются миллиарды долларов. Это же не Советский Союз, который перекрыл все рубежи колючей проволокой. Придется создавать новую пограничную службу. Это не просто танки поставить. Перекрывать границы некому. Американцы не собираются посылать свои войска. Формировать миротворческий корпус, который перекрыл бы 900 километров в пустынной зоне? Вы представляете, что это такое? Это нестандартная ситуация. Это серьезнейшая проблема», – констатирует эксперт.
Однако, по мнению директора Центра изучения Ближнего Востока и Центральной Азии Семена Багдасарова, задача, о которой говорил Лавров, вполне осуществима. По его словам, половина сирийской границы находится под контролем сирийских курдов – это более 400 километров. «В первую очередь надо закрыть два прохода: Аазаз и Джераблус. Это могут сделать только курды при поддержке российской авиации», – сказал Багдасаров газете ВЗГЛЯД.
По его мнению, использовать для подобной задачи сирийскую армию будет «более сомнительным». Он также выразил уверенность, что перекрытие этих переходов не помешает перемирию в Сирии, потому что ИГ контролирует Джераблус, а Аазаз – «Джебхат ан-Нусра» (тоже запрещена в РФ). «Против них можно вести боевые действия», – отметил Багдасаров.
Тарасов же напоминает, что американцы ранее пытались заставить Турцию усилить контроль на границе. Турция выражала готовность выделить около 30 тысяч солдат, но устроила торг, требуя средства на содержание подобного корпуса. В итоге Анкара вместо охраны границы начала работать на срыв мирных договоренностей, в том числе вооружая террористические группировки в приграничных районах.
«Провокации Турции направлены на то, чтобы их пригласили в группу российско-американского концерта. У них это не получается, поэтому они ведут себя откровенно по-хамски, и как дальше будет развиваться ситуация – прогнозировать очень сложно», – отмечает эксперт, добавляя, что турецкое руководство опасается успехов борьбы курдов с террористами, так как в таком случае курды получают больше оснований для создания своего собственного государства, чего пытается не допустить Эрдоган.
Тарасов подчеркивает, что предшествующая политика Эрдогана была ориентирована на развал альянса России с американцами на сирийском направлении. Но после инцидента со сбитым российским самолетом Турцию вывели из игры. Сейчас ее голос фактически не учитывают.
«Турки пытаются вклиниться в эту ситуацию, потому что речь идет о проблеме, которая действительно затрагивает их. Турки разыгрывали до этого карту туркоманов, но проиграли, потому что сирийских курдов подключили к работе в женевском процессе по политическому урегулированию ситуации в Сирии. Неслучайно потом пошли заявления Давутоглу и Эрдогана о том, что мирное соглашение касается только внутренней Сирии, а не их. Сейчас турки работают на срыв всех мирных договоренностей», – подытожил эксперт.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ