Решение провести парламентские выборы в Сирии 13 апреля поддерживают не все потенциальные кандидаты. Так, в четверг ведущая фракция оппозиции – Национальный координационный комитет (НКК) – отказалась от участия в этих выборах.
«Открытый вызов союзникам Сирии»
Любая сторона поставит результаты выборов под сомнения. Сначала надо выработать схему национального перемирия, которой до сих пор нет
«Решение о проведении выборов является ошибочным шагом, который свидетельствует, что у правящего режима нет политической воли к урегулированию кризиса», – заявил в среду председатель НКК Хасан Абдель Азим, которого цитировал ТАСС. По его мнению, «изданный декрет не к месту и не ко времени. Он говорит о том, что в Дамаске не собираются считаться с усилиями, которые прикладывает сейчас Международная группа поддержки Сирии (МГПС) во главе с Россией и США, чтобы положить конец кровопролитию. Это открытое игнорирование того, что достигнуто в Вене и Мюнхене», – подчеркнул Абдель Азим.
Решение Асада провести выборы он считает «открытым вызовом союзникам Сирии... Если бы режим (президента Башара) Асада посоветовался с Россией и иранцами, то они сказали бы ему нет», – уверен председатель НКК. «В такой ситуации наше участие в выборах невозможно», – подчеркнул он.
Ранее представитель оппозиционного Высшего комитета по переговорам Наасан Ага также заявил, что в охваченной войной Сирии нельзя проводить парламентские выборы. По его словам, «этот шаг Асада свидетельствует, что он не помышляет о перемирии, которое, как планируется, должно вступить в силу 27 февраля, и политическом урегулировании».
Неотъемлемое конституционное право сирийцев
Между тем в интервью телестанции Al Mayadeen заместитель министра иностранных дел Сирии Фейсал Мекдад пояснил, что решение сирийского руководства о проведении парламентских выборов 13 апреля «не повлияет на политическое урегулирование». По его словам, «это никак не связано с процессом межсирийских переговоров (в Женеве)». Депутат парламента Омар Оуси, курд по национальности, в свою очередь указал, что участие в голосовании является неотъемлемым конституционным правом сирийцев. «Никакого другого подтекста у изданного декрета нет», – подчеркнул он. При этом Оуси не исключил, что в ряде мест обстановка может помешать выдвижению граждан в кандидаты на выборах в Народный совет.
Напомним, накануне президент Сирии Башар Асад издал указ о проведении выборов в Народный совет (парламент) Сирии 13 апреля. Голосование должно состояться в соответствии с принятой в 2012 году конституцией страны на многопартийной основе. Ранее в интервью испанской газете El Pais Асад предложил сформировать правительство национального единства, в которое по желанию смогут войти все политические течения.
#{smallinfographicleft=771531}«Это правительство должно создать условия для разработки новой конституции, поскольку, если мы хотим говорить о будущем Сирии и обсуждать его с различными партиями, обсуждать форму решения внутренней проблемы, надо обсуждать конституцию», – уверен Асад. Идея создания правительства национального единства как путь выхода из сирийского кризиса ранее неоднократно высказывалась и на Западе, однако подобные предложения делались с учетом ухода Асада из власти. В противном случае на Западе проект вряд ли воспримут, подчеркивали эксперты.
«Нужна серьезная реформа»
Директор Центра изучения Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров согласен с мнением оппозиционной фракции, что для проведения выборов момент, мягко говоря, не подходящий. «Проводить выборы в парламент, а если вздумается, то и президента, в ближайшее время бессмысленно. В стране идет гражданская война. По самым скромным подсчетам, четыре миллиона беженцев находятся за пределами Сирии. Масса внутренне перемещенных лиц. Идут боевые действия, многие населенные пункты не контролируются», – отметил он в беседе с газетой ВЗГЛЯД.
Проводить выборы на подконтрольных правительству территориях, где живет сейчас большинство оставшихся в стране жителей, также неправильно, считает собеседник. «Любая сторона поставит результаты под сомнения, это же понятно. Сначала надо выработать схему национального перемирия, которой до сих пор нет», – напомнил он.
Багдасаров считает, что реформа должна быть куда более серьезной, чем то, что рассматривается сейчас сторонами урегулирования конфликта. «План, который существует – собрать всю оппозицию и посадить рядом с представителями правительства, не совсем точен. В основе переговоров со всеми заинтересованными сторонами должна лежать договоренность, напоминающая Таифские мирные соглашения по Ливану. Война в Ливане длилась 15 лет – с 1975 по 1990 год – и она завершилась подписанием Таифских соглашений под эгидой Саудовской Аравии, Алжира и Сирии. Они предполагали создание такой конституции и системы управления государством, где были бы представлены все этно-религиозные группы, и за каждым закреплен конкретный статус в парламенте и в общественной системе. Нечто подобное, с учетом специфики, следует делать и в Сирии», – считает он. Ливан и Сирия – очень схожие государства, отметил эксперт, напомнив, что нынешний Ливан когда-то был частью исторической Сирии.
Эксперт предлагает примерный расклад сил в высшем руководстве страны, которого можно было бы достичь путем реформирования системы. «Президентом страны может стать алавит, часть его полномочий может быть передана премьер-министру сунниту, и назначаться он должен совершенно иначе. Еще часть полномочий должна передаться председателю парламента, которым мог бы стать представитель православной церкви. Нужна серьезная реформа, а не просто решение провести выборы», – уверен Багдасаров.
Все по закону
Старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов придерживается другого мнения относительно перспектив выборов в Сирии. В беседе с газетой ВЗГЛЯД он напоминает, что декрет о проведении парламентских выборов в апреле 2016 года полностью соответствует действующей в стране конституции. «По действующей конституции, парламентские выборы должны проходить каждые четыре года. Последние выборы проходили в 2012 году, соответственно, следующие должны пройти в 2016 году, о чем Башар Асад и объявил. Это не его личное решение», – пояснил он.
«Есть «дорожная карта» по сирийскому урегулированию, которая предполагает создание переходного органа, в который должны войти представители оппозиции. Но пока этот процесс находится в движении, и реальных результатов мы еще не видим. Да, есть соглашение о перемирии, но это лишь этап на пути решения сирийского кризиса», – отметил Долгов.
Таким образом, эксперт не разделяет недовольство оппозиционной фракции. «Страна должна жить по своей действующей конституции. По ней, парламентские выборы должны пройти в апреле 2016 года, так что это правомерный, нужный политический этап в развитии Сирии», – уверен он.
Долгов полагает, что много оппозиционных партий захотят принять участие в выборах. «Эти партии, а их немало, были созданы на основе действующей конституции, которая была принята в 2012 году. Она отменила пункт о партии «Баас» как о правящей партии. То есть сейчас в Сирии действует конституция, предполагающая все институты демократического государственно-политического устройства. Так что я считаю, что выборы уместны», – подчеркнул он.
Долгов также не считает, что боевые действия, которые идут во многих регионах страны, могут застопорить этот процесс. «Я бывал в Сирии после начала конфликта. Последний раз я был там в ноябре 2015 года. И я могу сказать, что 85 процентов населения проживает на территории, подконтрольной сирийской правительственной армии. Поэтому я считаю, что эти выборы пройдут так же, как прошли выборы президента в 2014 году. Тогда голосования прошли во всех провинциях, кроме провинции Ракка, захваченной «Исламским государством*», – напомнил он. – Конечно, есть проблемы в связи с действием террористических группировок, но это не должно мешать нормальному политическому процессу», – считает Долгов.
Эксперт напоминает, что на Украине выборы проводились в момент, когда в стране фактически шли военные действия. «Президентские выборы проходили в условиях, когда часть территории – юго-восток страны – не участвовала в голосовании. Но это не помешало Западу признать украинские выборы. Хотя в процентном соотношении та территория Украины, которая голосовала на выборах, была меньше территории, голосовавшей на президентских выборах в Сирии в 2014 году. Но украинские выборы признали, а сирийские – нет», – напомнил он.
Политический процесс в Сирии, в соответствии с сирийским законодательством, должен идти параллельно мероприятиям, предусмотренным «дорожной картой» решения сирийского кризиса, считает Долгов.
Первые многопартийные выборы
Народный совет Сирии состоит из 250 депутатов, которые избираются в 15 округах путем всеобщего, прямого и тайного голосования сроком на четыре года.
Ранее Сирия представляла собой однопартийное государство. Поэтому 167 мест в парламенте гарантировались «Национальному прогрессивному фронту», куда входили правящая арабская социалистическая партия «Баас», а также другие небольшие партии, которые принимали руководство правящей партии и являлись членами фронта, например Арабский социалистический союз, «Социалистические члены профсоюза», Коммунистическая партия Сирии и другие – они получали не более 10 мест в Народном совете. Треть мест в парламенте доставалась беспартийным кандидатам. Согласно новой конституции, сохраняются квоты для рабочих и крестьян, действующие со времен строительства в Сирии арабского социализма. Им отведено 127 мест в законодательном органе власти.
В 2012 году в Сирии прошли первые за почти 50 лет выборы на многопартийной основе. Тогда, помимо правящей партии «Баас» и союзного с ней «Национального прогрессивного фронта», в них приняли участие семь новых партий, созданных после начала процесса политических реформ в стране, а также ряд независимых кандидатов. Тогда явка составила 51%. Победу одержал блок «Национальное единство», который завоевал 183 из 250 мест в парламенте. Все его кандидаты были выдвинуты Партией арабского социалистического возрождения (ПАСВ) и ее союзниками по «Прогрессивному национальному фронту». Генеральным секретарем ПАСВ, пришедшей к власти 8 марта 1963 года, является Башар Асад.
При этом НКК также отказался от участия в парламентских выборах, назвав их «голосованием в условиях гражданской войны и репрессий». Официальный представитель генсека ООН Мартин Несирке также заявил, что проходившие в Сирии первые парламентские выборы не могут привести страну к подлинно демократическому будущему, так как они проводятся в условиях насилия.
Тогда в стране действовало шаткое перемирие между вооруженным крылом оппозиции «Сирийской свободной армии» и правительственными войсками. Более того, власти Сирии подчеркивали, что не сложившие оружие боевики в Сирии перешли к тактике террора, воспользовавшись «мирной передышкой».
Согласно «дорожной карте», утвержденной в Вене 14 ноября прошлого года на заседании Международной группы поддержки Сирии (МГПС), в ходе межсирийских переговоров в Женеве должно быть сформировано коалиционное правительство, которое подготовит новую конституцию. На ее основе пройдут парламентские и президентские выборы. Переходный период займет 18 месяцев. Выборы президента должны состояться в Сирии в 2017 году – после завершения 18-месячного переходного периода, который начался 1 января 2016 года.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ