Формальной причиной конфликта между ФБР и Apple послужил iPhone Саида Фарука – участника запрещенной в России и многих других странах мира организации «Исламское государство*», который 2 декабря прошлого года убил 16 и ранил 24 человека в калифорнийском городе Сан-Бернардино. В рамках расследования этого террористического акта у агентов возникло вполне объяснимое желание «покопаться» в мобильном телефоне убийцы. Вооружившись судебным ордером, следователи отправились в Apple, дабы те предоставили им техническую поддержку.
Председатель сенатского комитета по разведке Ричард Берр уже потребовал ввести уголовное наказание для тех компаний, которые откажутся сотрудничать с властями во взломе высокотехнологичных устройств
В Apple уже не раз приходили с подобным ордером, и юристы компании ответили заученной речью, мол, готовы сотрудничать, но есть проблема – шифрование на продукции Apple устроено таким образом, что получить доступ к защищенным данным, не зная ключа, невозможно в принципе. Раз так, всем, чем можем – поможем, но к большей части данных у самих доступа нет.
Примечательный факт: усиленная защита гаджетов была введена после откровений сбежавшего в Москву агента АНБ Эдварда Сноудена. То есть как раз на случай интереса со стороны спецслужб к частным данным клиентов компании. Прежде, вопреки букве закона, спецслужбы даже получением ордера себя не утруждали.
Агентов подобные отговорки не устроили, а резонанс уголовного дела позволил Бюро давить на компанию всей своей мощью. На текущий момент ФБР хочет следующего: Apple должна разработать новую версию своей операционной системы – со встроенной «лазейкой», которая позволит обойти шифрование. Эта система будет установлена на iPhone террориста, в итоге Бюро получит доступ ко всем защищенным данным. Со своей стороны Бюро клятвенно обещает, что больше этой «лазейкой» пользоваться не будут, без решения суда на другие телефоны ее устанавливать не станут, и вообще – будут всячески уважать тайну частной жизни. В общем, «исключительный и единичный случай»
Как несложно догадаться, в Apple отнеслись к этой идее с изрядной долей скептицизма. Однако 16 февраля окружной суд Лос-Анджелеса встал на сторону правоохранительных органов и обязал компанию выполнить все требования Бюро в течение недели. В пятницу стало известно, что юристы IT-гиганта смогли выторговать еще три дня. Таким образом, Apple обязана предоставить ФБР программное обеспечение до 26-го числа.
Сразу же после первого вердикта суда глава Apple Тим Кук опубликовал на сайте компании открытое письмо к пользователям. Суть этого обращения сводится к двум аргументам. Первый – в ФБР работают хорошие ребята с честными намерениями, однако слабо верится, что, получив в бесконтрольное пользование «универсальный ключ, который может открывать сотни миллионов замков», Бюро используют его только один раз и только на конкретном устройстве. Второй – сам факт существования подобного программного обеспечения создает риск, что оно попадет не в те руки и будет использовано злоумышленниками для доступа к мобильным устройствам законопослушных граждан по всему миру. Заканчивает свое обращение к миру Кук так: «Несмотря на то, что мы верим, что намерения у ФБР хорошие, это будет неправильным шагом для правительства – заставлять нас встраивать «лазейки» в наши продукты. В конечном счете, мы боимся, что это требование негативно скажется на свободах и правах, которые наше правительство должно защищать».
Есть еще и третий аргумент, о котором Кук тактично умолчал – создание подобного программного обеспечения и публичная передача его ФБР чрезвычайно плохой PR для Apple, и какая-то часть пользователей может уйти к конкурентам. В итоге пострадает не только демократия, но и финансовая отчетность, а этот документ для любого честного капиталиста едва ли не важнее, чем конституция. При этом стоит подчеркнуть, что, как следует из отчетности компании, годовые продажи iPhone сократились – впервые с момента появления этого гаджета на рынке. Обе новости пришли практически одновременно, обеспечив Куку наиболее тяжелую неделю за всю его карьеру. Что называется – «при Джобсе такого не было». А ставки так высоки, что если играть, то до конца.
На текущий момент компания Apple категорически отказывается выполнять требования ФБР и намерена судиться с ним вплоть до самых высших инстанций, а пока пытается привлечь на свою сторону общественность. Конкуренты, надо сказать, прекрасно осознают, что если Бюро «съест» Кука, то вскоре придет и за ними. Потому в поддержку Кука высказались бренды, составляющие (без всяких натяжек) «лицо» современной потребительской Америки – Google, WhatsApp, Facebook*, Twitter и многие другие. Нет никаких сомнений в том, что участники рынка окажут Apple всю возможную поддержку: весь лоббистский ресурс крупных IT-компаний будет трудиться над тем, чтобы «приструнить» ФБР, и оспорить судебное предписание уже готовятся лучшие юристы США.
Тем не менее столь же очевидно, что времена меняются, и свобода, подаренная миру с изобретением мобильного интернета, сдает свои позиции. Еще летом прошлого года глава ФБР Джеймс Коми требовал, чтобы WhatsApp и Telegram предоставили доступ к своим протоколам шифрования «по-хорошему». Сотрудничать «по-хорошему» компании отказались, поэтому сейчас, вооружившись судебным ордером, Бюро пошло в атаку на крупнейшего игрока на рынке и уже добилось заметных успехов. Вода камень точит, а тех, кто считает, что спецслужбы должны располагать доступом к любой информации частного лица, в светоче свободы Америке хватает. Председатель сенатского комитета по разведке Ричард Берр уже потребовал ввести уголовное наказание для тех компаний, которые откажутся сотрудничать с властями во взломе высокотехнологичных устройств. Соответствующий законопроект находится в разработке.
Детали этого документа пока не известны. Но, судя по всему, в части наказания сенатор будет ориентироваться на «противодействие правосудию». Интереснее другое: это деяние можно инкриминировать Apple уже сейчас – в том случае, если Кук продолжит упорствовать. Вся Америка гадает: необходим ли будет ФБР и другим спецслужбам судебный ордер, или правоохранительные органы и разведка получат право запрашивать любую нужную им информацию во внесудебном порядке?
Восемь-десять лет назад одной из главных причин для критики администрации Джорджа Буша-младшего был «патриотический акт», дававший спецслужбам чрезмерные полномочия в деле слежки за гражданами. Гражданским ответом на эти действия властей стало усиление протоколов шифрования. Спустя два срока президента-демократа стало очевидно, что в этом вопросе Обама, по сути, оказался не столько «президентом-надеждой», сколько продолжателем политики Буша.
Впрочем, это стало понятно уже тогда, когда лауреат Нобелевской премии мира наотрез отказался оставить в покое Эдварда Сноудена.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ