Уходящий президент США Барак Обама смягчил формальное ограничение на поставки оружия в Сирию.
Таким образом, приостанавливается действие некоторых ограничений, предусматриваемых законом об экспортном контроле США, в отношении поставок военного снаряжения и услуг силам, «поддерживающим специальные операции США по борьбе с терроризмом в Сирии». Соответствующее распоряжение Обамы, отданное госсекретарю и главе Пентагона, распространил в четверг вечером Белый дом.
Вполне возможно, что у боевиков, воюющих против Асада в районе Идлиба, увеличится количество ПТУР TOW-2, появятся новые переносные ЗРК
Источник в администрации Обамы пояснил, что Сирия считается в Вашингтоне «государством – спонсором терроризма». Президенту США «приходится время от времени приостанавливать действие ограничений, которые в противном случае мешали бы американским военным предоставлять летальную помощь партнерам, ведущим контртеррористические операции в Сирии». Напомним, что США и их партнеры по коалиции ведут операцию в Сирии без согласия с правительством этой страны, кроме того, поддерживают группировки, сражающиеся против властей Сирии.
Как отметил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, «худшим итогом» решения Обамы снять ограничения на поставку оружия «было бы попадание в руки террористов различных видов вооружений, в том числе ПЗРК (переносных зенитно-ракетных комплексов)». Это «идет вразрез с международными конвенциями на этот счет и представляет угрозу не только для региона, – подчеркнул Песков. – Фактически попадание ПЗРК в руки террористов представляет угрозу для всех стран мира».
Нерегулярные партнерские формирования
Сложно сказать, о каких именно поставках идет речь. В документе лишь сообщается, что Обама подчеркнул: такие поставки «иностранным силам, нерегулярным формированиям, группам или отдельным лицам, поддерживающим военные операции США по борьбе с терроризмом в Сирии, имеют чрезвычайно важное значение для интересов национальной безопасности США». Теперь для оказания помощи войскам и силам в Сирии Госдепартамент и Пентагон обязаны еще получить одобрение Конгресса.
Как прокомментировал ТАСС один из «осведомленных чиновников администрации США», «данное решение, запрошенное министром обороны и подписанное теперь президентом, позволяет предоставлять снаряжение партнерским силам, готовящимся к кампании борьбы за Ракку (город на севере Сирии, фактический центр «Исламского государства*» – прим. ВЗГЛЯД)».
#{smallinfographicleft=784692}Из заявлений представителей возглавляемой США коалиции в Сирии становится более ясно, кому конкретно собирается снова оказывать помощь уходящая администрация Обамы.
Как сообщил представитель коалиции полковник Джон Дорриан, в операции по освобождению Ракки от боевиков группировки ИГ принимают участие так называемые «Сирийские элитные силы» численностью 45 тыс. человек, «из которых более 13 тысяч – арабы».
Полковник Дорриан утверждает, что «Сирийские элитные силы» в Ракке сражаются с ИГ с того момента, как террористы захватили город, и являются «одной из видных сил». Отметим, что до сего момента ни о каких «Сирийских элитных силах» известно не было. Агентство Sputnik в своей публикации называет это образование «новой группой». Ранее представители США не сообщали о группировке с таким названием, заявляя о поддержке «Сирийских демократических сил» в регионе.
Оружие попадет в руки «неумеренной оппозиции»
Эксперт по Ближнему Востоку, политолог Таймур Двидар, комментируя газете ВЗГЛЯД решение Обамы о снятии ограничений на поставку оружия в Сирию, заметил: в случае, если это оружие будет использовано собственно для борьбы с ИГИЛ* в той же Ракке или на сирийско-иракской границе, этому можно будет только радоваться.
Однако у эксперта возникают опасения, что этот формальный акт усилит снабжение оружием т.н. «сирийских оппозиционеров». «Американцы сами не особо отделяют «умеренную оппозицию» от неумеренной. Вполне возможно, что у боевиков, воюющих против Асада в районе Идлиба, увеличится количество ПТУР TOW-2, появятся новые переносные ЗРК», – констатирует Двидар.
Как ранее отмечала газета ВЗГЛЯД, сопротивление исламистов из группировки «Фатах Халеб» в старом городе Алеппо закончилось сдачей этой группировки в обмен на гарантию эвакуации боевиков вместе с семьями в провинцию Идлиб. По некоторым данным, эта эвакуация уже началась.
В провинцию Идлиб уже стянуто порядка 20 тыс. джихадистов из других районов Сирии, как правило – в рамках мирных соглашений с Дамаском. Провинция находится под контролем боевиков. В основном командование осуществляет группировка «Джейш аль-Фатх», но множество более мелких групп сами определяют свою политику.
Идлиб также считается формальной «столицей» поддерживаемой США «Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил» (НКОРС).
«Можно допустить, что если дело дойдет до реального снятия ограничений, то, возможно, оружие действительно будет поставлено «Сирийским демократическим силам», – отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД начальник отдела исследований ближневосточных конфликтов и вооруженных сил региона Института инновационного развития Антон Мардасов. – До этого их снабжали только стрелковым оружием, самым тяжелым из которого были крупнокалиберные пулеметы, сейчас же, видимо, будут поставлены еще и ПТРК и ПЗРК».
Мардасов полагает возможным сценарий, при котором турецкие войска возьмут Эль-Баб и будут двигаться в сторону Ракки вдоль западного берега Евфрата. «В таком случае вооружение Демократических сил будет сдерживающим фактором», – полагает востоковед.
«США сами не знают, кого поддерживают в Сирии. Это приведет к печальным последствиям, поэтому я надеюсь, что Конгресс США не даст Обаме так громко хлопнуть дверью», – в свою очередь отмечает Таймур Двидар.
Антон Мардасов предполагает, что полковник Дорриан мог просто перепутать, назвав «Демократические силы» «элитными». Численность «Сирийских демократических сил» действительно составляет порядка 45 тысяч человек. Там сражаются уроженцы провинции Ракка – курды, арабы и туркоманы, отмечает собеседник.
Шейх «элитных сил»
Представитель американской коалиции полковник Дорриан, впрочем, говорит, что знает, кто стоит во главе упомянутых «Сирийских элитных сил». Это некий «Ахмад аль-Джарба, который может мобилизовать местные силы в поддержку наступления (на Ракку)».
#{smallinfographicleft=773669}Человек с очень похожим именем – шейх Ахмад Аси аль-Джарба – в 2013–2014 годах возглавлял упомянутую выше коалицию «Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил».
НКОРС – группировка сирийской «умеренной оппозиции», которая была сформирована еще в 2012 году, – пользуется поддержкой других государств Персидского залива, а также Турции и западных стран. Несмотря на влиятельный «бэкграунд», эту «Национальную коалицию» вряд ли можно назвать группой, имеющей реальное влияние.
Что же касается самого Ахмада аль-Джарба, то он на первых этапах войны был известен связями разве что с полевыми командирами из своего племени Шаммар (объединенными в группировку «Джейш аль-Санадид»). Впрочем, в последнее время позиции аль-Джарба укрепились. В ноябре прошлого года он вошел в список представителей сирийской оппозиции, которые, по мнению России, должны оказаться за столом переговоров с правительством Башара Асада. Ранее, в октябре 2015-го, с экс-руководителем НКОРС встречался замглавы МИД России, спецпредставитель президента по Ближнему Востоку Михаил Богданов. Он разъяснил задачи проводимой в Сирии воздушно-космическими силами (ВКС) России операции.
Известно, что созданное аль-Джарбой движение «Завтра Сирии», созданное в марте в Каире, пользуется поддержкой Египта и ОАЭ.
Впрочем, что касается заявления полковника Дорриана об «элитных силах», то, по мнению Таймура Двидара, оно носит скорее пропагандистский характер.
«Об этом говорит как упомянутая Доррианом численность этих самых «элитных сил», так и само их громкое наименование», – пояснил Двидар. К тому же, полагает востоковед, ситуация в Ракке в корне отличается от ситуации в Мосуле, поскольку там активно участвует Турция. «Мы помним действия турецкой армии в Джараблусе, когда ИГИЛ просто куда-то «растворились». Не могу сказать с точностью, но в Ракке вполне может повториться аналогичный сценарий», – предположил Двидар.
Подарок «тринадцатой дивизии» или «Ан-Нусре»?
Антон Мардасов считает, что вряд ли это оружие может попасть в руки ИГИЛ – в силу ситуации на фронте. «Правда, оно может попасть в руки «Джебхат ан-Нусры*». Однако в том же Идлибе, куда, скорее всего, и пойдет это оружие, проведена четкая линия разграничения между боевиками «Джебхат ан-Нусры» и создающейся Новой армии Идлиба, а также так называемой 13-й дивизии (формально входящей в состав «Сирийской свободной армии»), которую американцы традиционно поддерживают», – сообщил политолог.
Между тем Мардасов не видит особой опасности в поставках оружия «умеренной оппозиции» в Сирии сейчас. «Сторонам нужно переходить к разностороннему диалогу, а те же правительственные войска сейчас на волне успехов в Алеппо (отчасти обусловленных еще и тем, что турки оттянули часть сил боевиков на себя), не торопятся его начинать. Появление же в руках оппозиционных групп тех же ПЗРК, которые не несут серьезную угрозу для российской авиации, но могут испортить жизнь сирийским летчикам, может подтолкнуть стороны к тому, чтобы сесть за стол переговоров», – пояснил он.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ