Польский министр обороны Антоний Мачеревич сообщил, что генерал Войцех Ярузельский, руководивший Польшей в 1980-е годы, будет официально лишен воинских званий. Причина – введение Ярузельским в 1981 году военного положения в стране, 35-я годовщина чего отмечается в Польше в эти дни.
Как будто сама судьба время от времени приводит к власти в Польше силы, которые доводят страну до весьма опасного состояния
Учитывая, что речь идет об отдаленных во времени событиях и о человеке, который скончался в 2014 году, нынешнее польское руководство добавило еще один пункт в список своих «эксцентричных» решений, которых становится все больше в последнее время. Например, упорный поиск «русского следа» в авиакатастрофе под Смоленском. Причем в начале ноября аналогичная трагедия едва не повторилась с польским правительственным бортом в Великобритании, что дает основания думать, что польская безалаберность вполне может поспорить с русским авось.
Политика правящей в стране партии «Право и справедливость» дает современному миру наглядное понимание, почему это старое государство с глубокими и великодержавными традициями неоднократно в своей истории терпело коллапс. Как будто сама судьба время от времени приводит к власти в Польше силы, которые доводят страну до весьма опасного состояния.
«Право и справедливость» представляет собой крайне занимательный симбиоз убеждений. Националисты, жесткие евроскептики и еще более жесткие русофобы. Германию они, впрочем, по традиции тоже сильно не любят. Нынешние польские власти питают симпатию исключительно к заокеанскому партнеру. Еще они весьма радикальные консерваторы, и недавний проект по полному запрету абортов даже в глубоко католической Польше вызвал просто бурю протестов, которые заставили власти дать задний ход. А еще они автократы, их инициативы в политической сфере, в частности ограничение полномочий Конституционного суда, и управленческие практики (ночные секретные совещания и т. п.) вызвали возмущенную реакцию в Евросоюзе с угрозами введения санкций и прочим.
Что касается внешнеполитических устремлений, то нынешнее польское руководство является последователями Юзефа Пилсудского с его имперскими амбициями. В результате в современной Польше причудливым образом актуализировались темы столетней давности.
Восстановление независимости Польши в XX веке дало стране двух великих национально-государственных деятелей, предложивших два кардинально разных пути развития для нее. Это Юзеф Пилсудский и Роман Дмовский.
Пилсудский был сторонником великодержавного пути для Польши и автором знаменитого проекта Междуморья (конфедерации стран от Балтийского до Черного моря), то есть фактически возрождения в новом виде Речи Посполитой, которая должна сдерживать и успешно противостоять гегемонии Германии и России в Европе.
Дмовский куда меньше известен за пределами Польши, но его вклад в воссоздание польской государственности также переоценить невозможно. Он, в противовес Пилсудскому, отстаивал идею Польши как национального государства, поддерживающего добрососедские отношения с Россией. Дмовский являл собой яркий пример крупного польского политика, не страдавшего неприязнью к России. Зато, правда, он недолюбливал Украину. Именно Дмовскому принадлежит высказывание, получившее широкую известность в последние пару лет: «Нет силы, способной помешать тому, чтобы оторванная от России Украина стала сборищем аферистов со всего мира».
Как бы то ни было, вот уже почти столетие, как для поляков Пилсудский и Дмовский воплощают едва ли не самые яркие и значимые фигуры современной истории Польши – равные в своей величине и величии для страны, несмотря на все их местами непримиримые разногласия при жизни.
При нынешних польских властях Роман Дмовский стал последовательно задвигаться в тень в официальной польской историографии. По некоторым данным, дело дошло вплоть до резкого сокращения его упоминаний в школьном курсе истории Польши.
Зато идейно-политическое наследие Пилсудского находит свое воплощение и в реальной внешней политике текущего польского руководства. Как известно, именно Польша является едва ли не главной силой, противостоящей реализации трубопровода «Северный поток – 2». Да и польские намерения усилить свое влияние на коллапсирующей Украине (главным образом на западе страны, но не только) не являются особым секретом. Несмотря на существующие разногласия с Литвой, Польша пытается и ее вовлечь в общие проекты, например такой, как совместная резолюция о возложении вины за развязывание Второй мировой войны на СССР.
В державных амбициях самих по себе нет ничего плохого, и уж тем более точно не России возмущаться по данному поводу.
Проблема в том, что Польша в очередной раз пытается возродить свой великодержавный проект весьма спорными, а местами просто абсурдными шагами, которые вызывают усиление внутреннего раскола в польском обществе и все более сильное раздражение у соседей и великих держав. А как показывает история, такое сочетание уже неоднократно оборачивалось для Польши серьезными проблемами.