Кабинет министров в среду одобрил увольнение генерального директора Национальной телекомпании Украины (НТКУ) Зураба Аласании. При голосовании на заседании воздержались министр внутренних дел Арсен Аваков, министр молодежи и спорта Игорь Жданов и министр инфраструктуры Владимир Омелян.
Многие страны, соревнуясь с предшественниками, стремятся сделать «Евровидение» еще эффектнее, устроить еще более зрелищные спецэффекты и фейерверки. Украине это все не нужно
Напомним, Аласания возглавил НТКУ в марте 2014 года. До этого он входил в команду канала Hromadske.tv, который в конце 2013 года стал рупором евромайдана. Своей главной задачей на новом посту Аласания называл создание Общественного телевидения.
Накануне Аласания подал заявление об уходе, ссылаясь при этом на проблемы с бюджетом песенного конкурса «Евровидение-2017», аналогичные сложности с финансированием Общественного телевидения и значительную «психологическую нагрузку» ввиду давления со стороны общественности и политиков. Он подчеркнул, что никогда не избегал ответственности и готов отчитаться и ответить за каждый шаг в развитии Общественного ТВ, «за каждую копейку, потраченную на этом беспрецедентном для страны (от того и медленном) пути».
Главный актив НТКУ, которая финансируется государством, – Первый национальный телеканал, на базе которого Аласания последние два года и пытался создать Общественное ТВ. Заявление об увольнении Аласания подал в знак протеста против решения правительства перенаправить значительную часть бюджета Общественного ТВ на проведение «Евровидения».
В мае, после победы Украины на «Евровидении», Киев пообещал достойно провести конкурс. Но в итоге свободных денег на конкурс не нашли и решили взять из бюджета НТКУ 2017 года. Таким образом, из предусмотренных на развитие телеканала 1,2 млрд гривен (около 47 млн долларов) 450 млн гривен пойдет на организацию конкурса, еще 250 млн – на оплату его трансляции. Кроме того, намечены и другие расходы.
Как посчитал сам Аласания, из выделенных 1,2 млрд гривен каналу останется около 200 млн гривен (около 8 млн долларов). «Власть, ты серьезно? На перестройку 32-х устаревших морально, физически и технично предприятий? С нулем на производство программ и средней зарплатой в 2300 гривен с того остатка? И после этого говорить стране и миру, что мы строим Общественное?» – возмутился он в среду, уже после своего увольнения в интервью изданию «Украинская правда».
При этом Аласания выразил уверенность, что деньги на самом деле для конкурса в стране есть, но «легальным и прозрачным путем использовать бюджет «Евровидения» в стране просто невозможно». «В нашей стране можно безнаказанно распоряжаться даже миллиардами. Только если ты относишься к власти или находишься вблизи от нее. Договаривайся – и все будет как надо: и дело будет сделано, и ты внакладе не останешься», – отмечал он.
Украинский шоумен и телеведущий Владимир Петров (Вова Мясо) прокомментировал для газеты ВЗГЛЯД скандал с организацией «Евровидения» саркастически. «Я и сам хотел бы принять участие в организации «Евровидения». Если бы я смог туда вклиниться, я бы, конечно, смог бы там хорошо заработать. Я вот езжу на «Порше Панамера», ей уже пять лет, а мне очень нужна «Порше 911 турбо». У меня девушка младше меня на 20 лет. Сами понимаете, мне нужно делать ей дорогие подарки. Поэтому я очень хочу принять участие в организации такого конкурса, – сыронизировал телеведущий. – Так что нашей стране хватит денег на все. До тех пор, пока у нас есть возможность «пилить бабки», мы будем их тратить».
Уволив Аласанию, премьер-министр Владимир Гройсман все же прислушался к его прощальным словам и поручил министру информполитики Юрию Стецю разобраться, действительно ли вопрос стоит так – либо «Евровидение», либо создание Общественного телевидения. «Никто не должен ставить под сомнение создание Общественного телевидения на Украине, я высказываю общую позицию правительства», – сказал Гройсман на заседании правительства.
В понедельник советник министра информполитики, народный депутат Украины Александр Бригинец («Блок Петра Порошенко») пояснял порталу «фрАза»: «Евровидение» – это очень важное событие, и сейчас оно крайне необходимо Украине как государству, поскольку привлечет внимание к Украине». Политик добавил, что провести «Евровидение» важно не только для того, чтобы «наши граждане развлеклись», но и для страны как организатора этого шоу.
Что касается денег, то советник министра призвал искать компромисс между качеством выполнения работ и чрезмерными расходами. «Мы часто видим, что многие страны, соревнуясь с предшественниками, стремятся сделать «Евровидение» еще эффектнее, устроить еще более зрелищные спецэффекты и фейерверки. Украине это все не нужно. Ей нужно все качественно провести без чрезмерных расходов», – пояснял Бригинец.
Ответственность «за искусственный провал конкурса»
После увольнения Аласания заодно рассказал и о том, как в течение последних 2,5 лет чиновники пытались влиять на редакционную политику канала. «Практически все пресс-службы наших политических назначенцев и депутатов, и министров, и служба президента, и АП – они все пытались звонить и давить, просить осветить то или иное событие. Но только в одном из 10 случаев это был информационный повод, все остальное – пиар», – посетовал Аласания.
Так, по его словам, команда премьера Арсения Яценюка, назначавшего Аласанию на должность, требовала считаться с ее интересами. «Они сердились, потому что их обвиняла другая политическая сила... когда здесь появилось расследование про рюкзаки Авакова – они вообще удивились... Так что предыдущий премьер тоже крепко обижен. Они все думают так: либо ты с ними, либо ты враг», – уверен Аласания. Он полагает, что новым главой канала назначат человека «более компромиссного», гибкого, способного «договариваться и удовлетворять зачастую противоположные запросы участников процесса».
Решение кабмина Украины в очередной раз расстроило комиссаров Евросоюза. Представитель ОБСЕ по вопросам свободы слова Дуня Миятович в своем Twitter написала, что Аласания внес «большой вклад в развитие» телеканала. «Огорчена новостью об отставке Зураба Аласании», – добавила она.
Депутат Верховной рады, бывший журналист Мустафа Найем уверен, что Аласанию «вынудили» покинуть пост. «Не желая нарушать закон и брать ответственность за искусственный провал конкурса, Зураб написал заявление об увольнении», – написал Найем в своем Facebook*.
Ссылаясь на свои источники, депутат сообщил, что на место Аласании будет назначен депутат от «Блока Петра Порошенко», который приближен к администрации президента и традиционно курирует скрытую и открытую информационную поддержку президента. «Нет ничего плохого в том, что такие люди есть. Катастрофа в том, что спустя три года после президентства Виктора Януковича власть не покидает желание контролировать общественное вещание», – констатирует Найем.
Депутат от «Самопомощи» Егор Соболев тоже винит в происходящем кабмин, заявив, что создание Общественного ТВ изначально тормозило правительство Яценюка, а сейчас – Гройсмана. «Государственные руководители должны смириться с мыслью, что государственный канал не должен их хвалить, а помочь обществу разобраться, кого хвалить, а кого нет. Задача создания общественного вещания не менее важна, чем дела незаконного обогащения с декларациями», – считает он.
В свою очередь украинский экономист, директор «Института трансформации общества» Олег Соскин поддержал решение Аласании, который «понимает, что в воюющей стране нельзя провести «Евровидение». «Война и карнавал – несочетаемые процессы. Обстановка в Киеве может взорваться к тому времени. Денег нет, ситуация непредсказуемая», – сказал Соскин газете ВЗГЛЯД.
Эксперт не исключает, что правящая верхушка в Киеве «может быть снесена в самой жесткой форме» еще до проведения конкурса. «В любом случае, будет полный провал «Евровидения». Киев совершенно не готов к этому, мэр Виталий Кличко ничем не управляет. Это пир во время чумы. Лучше, чтобы Швеция провела этот конкурс. У них все в порядке. Понятно, что это была конъюнктурная победа, Западу нужно было поддержать воюющую Украину. Но, думаю, это затея провальная», – считает эксперт, добавив, что стране не хватает денег ни на зарплаты бюджетникам, ни на пенсии, и «говорить в этой ситуации о музыкальном конкурсе не приходится».
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ