Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев подписал указ об отставке правительства республики. Кабинет министров просуществовал менее года с того момента, как было заключено соглашение между четырьмя парламентскими фракциями, составившими коалицию. Отставка стала следствием развала этой коалиции.
Это длительный конфликт. Сейчас просто воспользовались поводом для очередной пересдачи политических карт
В среду спикер парламента Киргизии Чыныбай Турсунбеков известил палату: получено официальное письмо о выходе Социал-демократической партии Киргизии (СДПК) из правящего большинства. Дополнительную интригу составляет то, что СДПК считается «президентской партией».
«В правящей коалиции среди соратников произошел раскол», – констатировал в беседе с газетой ВЗГЛЯД киргизский политолог Марс Сариев. Эксперт связывает кризис с поправками в конституцию, которые инициировал президент Атамбаев. Глава республики запланировал на 11 декабря референдум по этим поправкам.
Один из партнеров по развалившейся коалиции – лидер партии «Ата Мекен» («Отечество») Омурбек Текебаев – считается «отцом» ныне действующего варианта конституции. Он же был одним из лидеров обеих киргизских революций: «тюльпановой» 2005 года, свергнувшей Аскара Акаева, и переворота 2010 года, когда был свергнут Курманбек Бакиев. Недовольна президентскими поправками и Роза Отунбаева – еще один лидер революции 2010 года, глава тогдашнего временного правительства и «президент переходного периода», правившая вплоть до избрания Атамбаева. Добавим, что сам действующий президент Киргизии – выходец из той же группы оппозиционеров, свергнувшей Курманбека Бакиева в ходе переворота, сопровождавшегося массовыми беспорядками.
«Атамбаев эмоционально отреагировал (на недовольство соратников), так как существовал негласный договор внутри элиты не выносить сор из избы», – констатирует киргизский политолог Марс Сариев.
Реформа конституции как «защита от дурака»
Президент Атамбаев, находящийся у власти с 2011 года, в декабре 2015-го заявил, что не собирается готовить себе какого-либо преемника, но хочет изменить конституцию, чтобы защитить страну после смены власти. Он отметил, что уже сейчас идет подготовка к предстоящим через два года президентским выборам, и есть люди, которые готовы заплатить любые деньги, чтобы получить этот пост.
Тогда Атамбаев заявил, что сторонники свергнутого президента Курманбека Бакиева также рассчитывают вернуться к власти «и продолжать грабить страну»: «Это слишком большие риски, нам нужно сделать «защиту от дурака». Он отметил, что намерен предложить реформу конституции, чтобы государство могло определиться с формой правления, которая, по его мнению, должна быть либо президентской, либо парламентской. «Если парламент не поддержит эту реформу, я выйду напрямую к народу», – отметил он.
Президент заявил, что «ни для кого не секрет, что на президентские выборы придут деньги из-за рубежа». По его мнению, больше двух миллиардов долларов уже сейчас находятся в стране. Он также отметил, что видит необходимость изменить конституцию в части лишения гражданства лиц, воюющих на стороне террористических организаций.
«Не нужно молиться на эту конституцию, нам нужно некоторые вещи в ней поменять», – сказал президент Киргизии.
Однако, как было сказано выше, конституционная реформа была начата почти год назад. Почему развал коалиции произошел именно сейчас?
«Атака на тяжеловеса»
По мнению Марса Сариева, «в последнее время шла целенаправленная атака со стороны команды Атамбаева на Текебаева – крупного политика, тяжеловеса». «Пытались его с политической арены потихоньку сместить. Вообще крупных фигур на политической арене не осталось», – заметил собеседник. После отставки, понижения в рейтинге бывшего премьера Темира Сариева Текебаев был одним из «последних из могикан», добавил политолог.
При этом цель у действующей власти прозрачна. 11 декабря состоится референдум.
«До этого времени надо сформировать новую коалицию, а Текебаева отправить в оппозицию», – подчеркнул эксперт.
#{ussr}По мнению Сариева, теперь одним из главных партнеров президентской партии по новой коалиции может стать «Республика – Ата-Журт», ее лидер Омурбек Бабанов – один из реальных претендентов на президентский пост на будущих выборах. «Видимо, состоялся торг, и кресло премьер-министра, возможно, весной достанется Бабанову с последующим стартом на президентскую гонку», – считает Марс Сариев.
Эксперт по странам Центральной Азии и Казахстану, директор международных проектов в Институте национальной стратегии России Юрий Солозобов полагает, что дело не в поправках Атамбаева к конституции, а в борьбе политических игроков. «Здесь длительный конфликт. О том, что будет такой кризис, говорили еще полгода назад. Здесь просто воспользовались поводом для очередной пересдачи политических карт», – полагает Солозобов. По его мнению, эта ситуация может также аналогично повториться через три месяца, полгода и так далее.
«Кланы будут опираться на своих»
Помимо личных амбиций, надо учитывать традиционные для Киргизии региональные разногласия.
Как поясняет Сариев, несколько партий бывшей коалиции представляли юг республики: это «Ата Мекен» Омурбека Текебаева, а также региональные партии «Онугуу-Прогресс» и «Республика – Ата-Журт». Пропрезидентская СДПК и партия «Кыргызстан» представляют север республики.
Получается, что почти вся оппозиция – южная. «Явно начинает чувствоваться региональный расклад», – подчеркнул собеседник. Он отметил, что президентская гонка всегда выявляет региональные предпочтения. «Кланово-корпоративная система Кыргызстана форматирует эти президентские выборы. Кланы будут опираться на своих в первую очередь и пытаться подтянуть других соратников из регионов. Когда идет президентская гонка, кланы стараются продвинуть своих выдвиженцев, потому что в этой клановой пирамиде выдвиженец кормит своих земляков», – резюмировал эксперт.
Киргизская политика по итальянскому сценарию
Политолог Юрий Солозобов, в свою очередь, отмечает: в период Курманбека Бакиева в руководстве были представлены основные региональные кланы – север и юг, это обеспечивало баланс политической системы и этнический консенсус.
«Однако сейчас распад политической системы дошел до того, что политические лидеры не представляют даже отдельные области или районы страны... – где-то на уровне полевых командиров. И естественно, добиться согласования, консенсуса по главным вопросам экономического развития не придется», – подчеркнул собеседник. Он напомнил о политической чехарде в Италии 1940–1950-х годов, где менялось 20 правительств ежегодно. «Примерно такая же судьба повторяется в современной Киргизии», – указал эксперт.
В целом же, по мнению Солозобова, фундаментальной причиной случившегося является «незрелость политической системы Киргизии».
«Она очень хрупкая. Нет политических лидеров, нет политических партий, которые отражают мнение большинства», – констатирует собеседник.
Без горизонта планирования
Киргизия – очень нестабильная страна, считает Солозобов. Большая часть населения выехала в Российскую Федерацию. А те, кто остались, не ассоциируют себя со стратегическим развитием своей страны, отметил политолог. «Это постоянное прошение о подачках, маневрирование, попытки использовать любые финансовые источники для продления жизни, что показывает отсутствие горизонта стратегического планирования современной политической элиты Киргизии», – подчеркнул собеседник.
По его мнению, срочно нужна программа по спасению Киргизии, наподобие тех, что действуют по спасению Афганистана. России и Казахстану логично было бы создать ее как «совместный подъемный кран, чтобы вытащить Киргизию из статуса провалившегося государства». Однако такая программа требует ответственной работы и со стороны киргизских элит, указал собеседник. Он напомнил, что подобную работу уже пытался проводить Казахстан, но «все это уперлось в то, что все начинания, деньги исчезают в черной киргизской дыре», указал Солозобов. Тем не менее конструктивно подойти к этому вопросу все же надо. «Иначе политические кризисы могут грозить безопасности наших южных рубежей Евразийского союза», – резюмировал эксперт.