Европейская и российская пресса всю прошлую неделю пестрела заголовками в духе «очередной сексуальный скандал в американской школе». 2 июля суд огласил свой вердикт по делу учительницы Дженнифер Фихтер, признав ее виновной в 37 эпизодах сексуальных отношений с тремя несовершеннолетними учениками и приговорив к 22 годам тюремного заключения. За аналогичные действия 10 июля на 30 лет была осуждена Брианна Алтис – преподавательница одной из местных школ. Тогда же пришла новость о том, что в Нью-Джерси арестована учительница истории Фатима Групико за связь с 17-летним учеником. Некоторую пикантность последнему делу придает то, что Групико преподавала в католической школе.
У первого губернатора Юты было 57 детей от 55 жен – и далеко не все из них на момент свадьбы достигли 18-летнего возраста
Стоит пояснить, что возраст сексуального согласия в различных штатах может колебаться от 16 до 18 лет (для сравнения: в России установлена единая планка в 16 лет). Юта и Флорида входят в число тех 12 штатов, где возраст согласия установлен на отметке 18 лет. В то же время различными подзаконными актами эта граница может быть сдвинута в ту или иную сторону. Так, в Нью-Джерси возраст согласия – 16 лет, но есть ряд исключений, которые касаются как раз учителей, работодателей и официальных опекунов. То есть тех, кто имеет некую официальную власть над несовершеннолетним и, пользуясь своим авторитетом, может склонить жертву с ее неокрепшей психикой к сексуальной связи. Исключения существуют и в обратную сторону, к примеру, в ряде штатов декриминализирована связь с малолетними, если разница в возрасте между любовниками не превышает трех-пяти лет.
При этом принцип «строгость закона компенсируется необязательностью его исполнения» в США не работает – и работать не может. Мисс Фихтер избрала априори неверную тактику защиты, отказавшись признать свою вину и до последнего момента настаивая на своей полной невинности. В то же время за каждый доказанный эпизод, коих было 37, ей грозило по 15 лет. То есть назвавший Фихтер «хищницей» судья вполне мог присудить ей и свыше 500 лет заключения. Дело Алтис вообще напоминает в этом плане дурной анекдот.
Оставим за скобками «драконовский» возраст согласия в Юте, он не на пустом месте возник: у основателя Солт-Лейк-Сити, первого губернатора Юты и по совместительству второго в истории лидера мормонов Бригама Янга было 57 детей от 55 жен – и далеко не все из них на момент свадьбы достигли 18-летнего возраста. При этом проблема скептического отношения мормонов к традиционной для США моногамии и достаточно высокому возрасту согласия до сих пор не решена в полной мере. Именно поэтому еще в те времена, когда на мормонов косились с некоторым подозрением, возраст согласия в Юте был задран под потолок, чтобы в случае чего было что инкриминировать.
Алтис пошла на сделку с правосудием, признала себя виновной и имела все шансы легко отделаться. Однако выйдя под залог, не придумала ничего лучше, чем возобновить связь с одним из школьников, добавив себе в дело два эпизода. Впрочем, с учетом ее раскаянья судья оставил Алтис возможность освободиться через два года при условии хорошего поведения. Остальные 28 лет она будет пребывать на испытательным сроке, что, по мнению суда, должно предостеречь от близких отношений с несовершеннолетними. Иначе – назад в тюрьму на оставшийся срок.
Фихтер выйти досрочно будет несколько сложнее, но и она, скорее всего, не будет сидеть все 22 года. Что до дела Групико, пока непонятно, чем оно закончится, но вряд ли реальный срок заключения превысит нескольких лет. Интереснее другое. США славятся своим изоляционизмом и невниманием к иностранным новостям. Мертвый аллигатор, которого в ночные часы переехал невнимательный луизианский водитель, вызывает здесь больший медийный резонанс, чем массовое убийство в какой-нибудь соседней стране (тут же начинается общественный диалог сначала в блогах, а потом на уровне политиков, что можно сделать, чтобы защитить рептилий от подобной участи).
В то же время дела Фихтер и Алтис именно в Штатах не вызвали никакого резонанса. В то время как пользователи из Британии обсуждают, адекватен ли столь высокий возраст согласия, а русские собирают подписи под петицией в защиту учительниц, сами американцы, по сути, даже не заметили этого дела. Вопреки обыкновению, ядерная сделка с Ираном или финансовые проблемы Греции за пределами Юты и Флориды вызывают больший интерес (не говоря уже об аллигаторах или очередных гомофобных высказываниях праправнука вышеупомянутого Янга писателя Орсона Скотта Карда, больше всего известного в России по экранизированной Голливудом фантастической книге «Игра Эндера»).
С точки зрения американского общества, Фихтер и Алтис виновны – и обсуждать здесь нечего. Скандала нет, есть едва заметные заметки в криминальной хронике. Сексуальные преступления в США – это очень серьезно. И да, действительно, во многих случаях за убийство дают меньше. Но учитель должен быть учителем и наставником, а не любовником, и вообще, если уж неймется, то переехали бы в штат, где возраст согласия ниже.
Британские таблоиды или российские блогеры, которые так активно обсуждают дело Фихтер, не понимают внутренней логики той модели поведения, в рамках которой мужчина остерегается лишний раз подать руку выходящей из машины женщине, чтобы не нарваться на обвинения в домогательстве. Однако эта модель окончательно и безоговорочно победила в северной части Нового Света, впиталась в американский менталитет и начинает постепенно работать в обе стороны. И по этому поводу в американском обществе существует консенсус, который более-менее поддерживают все заметные общественные группы.
Как сказал прокурор во время слушаний по делу Фихтер: «Представьте, что на месте обвиняемой сидел бы учитель-мужчина, который соблазнил трех несовершеннолетних школьниц». Феминисты и феминистки всего мира могут торжествовать: наконец-то мужчину и женщину уравняли в праве таскать рояль на девятый этаж без лифта.