Число жертв теракта на тунисском курорте Сус, на пляже у отеля Imperial, возросло до 37 человек. Об этом в пятницу вечером объявил министр здравоохранения страны Cаид аль-Аиди. Раненены 26 человек, из них в тяжелом состоянии находятся 10.
Теракт – это оборотная сторона успеха тунисских спецслужб, которые хвастались тем, что не позволили уехать в Сирию примерно восьми тысячам джихадистов. Те остались в стране и «бузят
Бойня произошла в середине дня. По разным версиям то ли один, то ли двое боевиков открыли стрельбу из автоматов на пляже отеля. Различаются и версии, как нападавшие попали в отель. По одной из версий, они приплыли к пляжу на резиновой лодке. По другой – боевики просто прошли на пляж. В частности, один из них якобы замаскировал автомат под зонтик. В результате десятки людей погибли на пляже, а также на территории отеля у бассейна.
Один нападавший был убит на месте (на нем обнаружили прикрепленную бомбу), второй задержан. Им, по предварительным данным, оказался гражданин Туниса из города Каафур, провинция Салаяна. Он отстреливался и был схвачен лишь тогда, когда израсходовал боеприпасы.
Российский МИД подтвердил, что пострадала одна россиянка. «Российская дипмиссия в Тунисе в плотной координации с тунисскими МИД и компетентными органами выясняет, были ли еще россияне среди пострадавших», – говорится в сообщении. В минздраве Туниса рассказали, что среди жертв нападения туристы из Великобритании (по предварительным данным, 33 человека), Германии и Бельгии.
Ранее источник в местной туркомпании в разговоре с ТАСС выражал надежду, что среди погибших россиян не окажется. По его словам, сейчас в Тунис приезжает не так много россиян, как раньше. К тому же Imperial относится к пятизвездочным отелям, а российские туристы в последнее время селятся в дорогих гостиницах «редко».
«Террорист появился с моря на лодке, с этой стороны отель слабо охраняется, максимум один–два человека. Какое-то время он просто сидел под зонтиком, как обычный отдыхающий, а затем достал автомат и открыл огонь. Дальше пошел в закрытый бассейн и продолжил стрелять там. В бассейне погибли два аниматора. Полиция быстро отреагировала, там рядом есть пост полиции, и полицейские его убили», – сообщил этот источник.
Как сообщил РИА «Новости» очевидец происходящего, москвич Петр Алексеев, к вечеру пляж охраняли катера, а в воздухе барражировал военный вертолет. «В Тунисе все пляжи муниципальные. Сейчас никто не стреляет, но территорию патрулирует военный вертолет, подошел военный катер, береговая охрана, я вижу как минимум три катера, пляж полностью закрыт, очень мало людей на пляже, особо никого не пускают», – рассказал Алексеев.
Что касается произошедшего, то, по его данным, нападавшие «подплыли на катере, стрельба была по первой линии, я так понял, из автомата, и уплыли».
Тем временем туристы уже начали покидать отели Туниса. Несколько иностранных турагентств решили вернуть клиентов на родину тех, кто отказался продолжать отдых. А Словакия даже направила в Тунис правительственный самолет за своими гражданами.
Пресс-секретарь Российского союза туриндстурии (РСТ) Ирина Тюрина отмечает, что поток российских туристов в Тунис сильно упал еще в прошлом году. «А после теракта в музее Бардо он снизился на 60% по сравнению с тем же периодом прошлого года», – сказала Тюрина газете ВЗГЛЯД. Она добавила, что в отеле Imperial живут четыре туриста из России, и туроператор уже предложил им переехать в другую гостиницу.
По словам Тюриной, министр туризма Туниса Сельма Эллуми Рекик ранее назначила на понедельник визит в Москву, чтобы встретиться с туроператорами и журналистами. «Интересно, отменит ли она свой приезд? Что сейчас можно сказать людям после этого? Тунис как туристическое направление потерян», – признала Тюрина.
Сельма Эллуми Рекик в пятницу уже предупредила, что теракт может стать страшным ударом по экономике. Число интуристов, посетивших Тунис за первое полугодие, и так уже снизилось на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Главной причиной стал теракт в музее Бардо, который еще в марте унес жизни более 20 человек. Погибла россиянка Галина Потапенко. Ответственность взяло на себя «Исламское государство*» (ИГ).
Напомним, что в то же самое время теракты произошли и в далеких от Туниса государствах – во Франции и Кувейте. Президент Туниса Беджи Каид эс-Себси уже признал, что его страна не может в одиночку противостоять джихадизму: «Мы отмечаем, что Тунис сталкивается с международным движением. Он не может в одиночку ответить на это». Как напомнил президент, в один и тот же день, в одно и то же время «подобная операция была проведена и против Франции, и против Кувейта».
Отметим, что мишенью боевиков становятся не только туристы, но и силовики. 12 июня неизвестная банда напала на консульство Туниса в столице соседней Ливии и похитила 10 сотрудников миссии. 15 июня трое солдат Нацгвардии Туниса погибли в ходе нападения боевиков ИГ в провинции Сиди-Бузид в центре страны. Еще 12 получили ранения.
«Ливия превратилась в черную дыру террора»
Президент Института религии и политики Александр Игнатенко предполагает, что на отель в Тунисе напали боевики из группировки «Сторонники шариата» («Ансар аль-Шариа»).
«Эта группировка тоже принесла клятву верности ИГ, и минимум две тысячи ее сторонников воюют в Сирии. Любопытный казус в том, что новый теракт – это оборотная сторона успеха тунисских спецслужб, которые не без гордости сообщали, можно сказать, хвастались тем, что не позволили уехать в Сирию примерно восьми тысячам джихадистов. Те остались в стране и «бузят», – отметил востоковед.
Игнатенко напомнил, что соседняя Ливия стала террористической «черной дырой», откуда идет оружие, где проходят тренировку тунисские джихадисты.
Остальные два теракта тоже связаны между собой, уверен эксперт. «В Кувейте – это взрыв в шиитской мечети. Это то, чем ИГ занимается все последнее время в Ираке, Сирии, недавно – в Саудовской Аравии. А французы имеют дело либо со спящей ячейкой, которых в Западной Европе много, либо с «одинокими волками», которые нападают, так сказать, «в пользу ИГ». Заявляют об этом определенной символикой – в данном случае знаменем ИГ», – пояснил политолог газете ВЗГЛЯД.
Эксперт напомнил, что в начале июня в Египте, в Луксоре, также ячейка ИГ попыталась устроить теракт против туристов, так что ИГ можно уже назвать глобальной сетью. «Как известно, в России также один из боевиков под псевдонимом аль-Кадари провозгласил «вилайят ИГ», число которых в итоге по миру около трех десятков», – отметил Игнатенко.
Становлению ИГ, когда оно еще называлось «Исламское государство Ирака», раньше способствовал Катар, напомнил Игнатенко. «Достоверно известно, что эмират передал ему сотни миллионов долларов. Но это было сравнительно давно. Сейчас другие времена. ИГ уже находится на финансовом самообеспечении. На Катар надавили другие монархии Залива», – сказал эксперт.
Игнатенко полагает, что борьба с ИГ затянется на годы. «Это все если и закончится, то вместе с окончанием существования «Исламского государства». Некоторые американские генералы предрекают, что война с ним займет три года, а то и пять лет. Нельзя исключать объединения правительств и международных организаций против этого квазигосударства. Но пока такие перспективы не просматриваются», – не без горечи отметил Игнатенко.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ