Власти Грузии добились от Японии признания: отныне эта страна будет официально называться «Джорджия» (Georgia) во всех документах на английском языке, утвержденных в Стране восходящего солнца.
Лучше пусть пенсии поднимут, цены снизят, а как нас будут называть – Сакартвело, Джорджией, Георгией или Грузией, это не суть важно
Идея называть Грузию на американский манер не нова: она была передана новым властям в качестве наследия со времен Саакашвили. Выходит, что президент Маргвелашвили продолжает идти по стопам предшественника.
«Я уничтожу слово «Грузия»
Посольство Японии в Грузии сообщило, что название Georgia начнет фигурировать в документах с 22 апреля 2015 года. Ранее для обозначения этой страны использовалась фонетическая транскрипция названия – «Гурудзиа». Соответствующее решение было принято нижней палатой японского парламента 14 апреля. Для того, чтобы воплотить его в жизнь, необходимо было утвердить его в верхней палате. Формальная договоренность между Грузией и Японией об этом переименовании была заключена в октябре 2014 года во время визита в эту страну президента Георгия Маргвелашвили.
Дипломатический «поход» за переименование Грузии с «советского» на «западный» манер начал пять лет назад тогдашний министр иностранных дел Григол Вашадзе. Это было время, когда после войны с Россией в 2008 году Грузия по инициативе тогдашнего президента Михаила Саакашвили отказывалась от всего, что было так или иначе связано с «империей», то есть с советским наследием. Под «зачистку» попадало все – от демонтированного, несмотря на протесты жителей Гори, памятника Сталину на его родине до сохранившегося из прошлого названия государства, несмотря на протесты некоторых языковедов, а также недоумение тех стран, к которым обращался тогда Тбилиси.
В тот год Вашадзе обращался к Японии и Литве с просьбой называть его страну Джорджией. Соответствующее прошение было официально передано властям данных государств во время визитов в их столицы грузинского министра. До этого Вашадзе уговорил-таки Южную Корею переназвать Грузию и пытался развить и закрепить успех в других странах.
Вашадзе, долгое время проработавший в МИД СССР, применял все свое дипломатическое искусство, пообещав гражданам Грузии буквально следующее: «Я уничтожу слово «Грузия». Но Токио и Вильнюс тогда его просьбы не услышали. В Японии говорили, что начнется неразбериха, и грузинскую «Джорджию» японцы будут путать с американским штатом. Кстати, сами грузины, выезжающие за рубеж, часто жалуются на неразбериху, которая возникает при оформлении в отели или в иных аналогичных случаях: их путают с жителями американского штата. Но проблемы простых жителей не интересовали власти, которые всячески стремились к американизации.
Отметим, что литовцы в результате прислушались к советам лингвистов и не стали спешить в вопросе переименования страны. И по сей день в Литве называют Грузию Грузией, как и прежде.
Так что «уничтожить слово» Вашадзе не успел: сменилась власть. Но и нынешнее правительство решило ударить по прошлой лингвистике. Грузинские дипломаты говорят, что продолжат работать с Литвой и другими странами по «смене вывески».
«Японцы на карте Грузию не найдут»
Один из ведущих специалистов по Японии в России, руководитель Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов встретил новость о решении Токио переименовать Грузию в Джорджию с удивлением.
«Совершенно непонятна логика японского правительства. Грузия находится очень далеко от Японии. Отношений между этими странами – ни экономических, ни политических – практически нет. Япония и Грузия никакой ценности друг для друга не имеют. Более того, я вам скажу, что у японцев очень плохо с географией. Особенно если это касается территорий, которые находятся не в Азии», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
«Желание Грузии переименоваться во что бы то ни стало – это своего рода стремление подчеркнуть независимость от России. В общем-то, данное решение японских властей тоже можно расценивать как камешек в огород России. Но, честно говоря, я не вижу смысла для Японии участвовать в этом», – добавил ведущий японист России.
Собеседник уверен, что изменение официального названия Грузии в Японии ничего ровным счетом не даст. «Что изменится для Грузии после того, как ее переименуют в Японии? Ровным счетом ничего. Грузинско-японских отношений как не было, так и не будет. Грузинское вино как не продавалось, так и не будет продаваться в Японии. Это абсолютно пустая затея, которая ничего не даст, и носит она чисто идеологический характер», – уверен собеседник.
Председатель общества «Евразийский выбор – Грузия» Арчил Чкоидзе отмечает: несмотря на то, что эпоха Саакашвили в прошлом, людей, ищущих поддержки США, в стране не стало меньше.
«В новом правительстве остался очень большой проамериканский контингент. Это же можно сказать о Республиканской партии и других политических силах. Минимум 70% из нынешних политических элит работали во времена Саакашвили. Это касается правительственного сектора, оппозиции и медиа. Они контролируются со стороны Госдепа США и американского посольства», – сказал Чкоидзе газете ВЗГЛЯД.
Так что рвение нынешних властей к подобным переименованиям не кажется ему удивительным. «Грузия контролируется со стороны Запада, только суть заключается в том, что она стала не еще одним штатом США, а колонией», – с сожалением ответил он.
Возможно, для кого-то в Грузии принципиально интегрироваться с Западом под соответствующим именем. Но простому обывателю все равно. Ему ближе проблемы собственного бюджета в переживающей непростые экономические времена стране. «Лучше пусть пенсии поднимут, цены снизят, а как нас будут называть – Сакартвело, Джорджией, Георгией или Грузией, это не суть важно, – сказал газете ВЗГЛЯД тбилисский пенсионер Эмзар. – Зрелищ в нашей стране много, а вот хлеба хотелось бы больше!»