Специалисты, работающие на месте катастрофы самолета А320 на юге Франции, нашли и направили в Париж бортовой самописец. Черный ящик был поврежден при крушении, однако, по словам главы МВД Франции, данные из него извлечь можно.
Командир корабля обязательно должен доложить, что он выполняет экстренное снижение
«Если там будут слышны голоса, то расшифровано это будет достаточно быстро. Если речь идет об анализе звуков, на это могут потребоваться недели, но эта работа, возможно, даст нам объяснение», – заявил госсекретарь правительства Франции по вопросам транспорта Ален Видали.
Некоторые обстоятельства трагедии были озвучены уже в течение первых суток с момента крушения.
Французский эксперт по авиации Бернар Шабер заявил в эфире радиостанции Europe-1, что пилоты разбившегося накануне на юге Франции самолета А320 незадолго до катастрофы начали снижение.
«Речь шла не о падении самолета, а о постепенном снижении, причем его темпы были в пределах нормы, – пояснил он. – Обычно, когда пилот начинает такого рода снижение, это означает, что возникла какая-то проблема», – добавил эксперт.
Шаббер пояснил, что теперь главная задача – выяснить, какие именно технические неполадки возникли во время полета, передает «Интерфакс».
«В 10.30 (12.30 мск) между диспетчерами и пилотами состоялся сеанс связи. Диспетчер дал им указание сохранять текущую высоту 11,4 тыс. метров и получил утвердительный ответ, – отметила Руаяль. – И в 10.31 самолет без разрешения начал снижаться. Диспетчер попытался связаться с пилотами, однако не получил ответа, и самолет продолжил снижение. В 10.35 диспетчеры подали сигнал тревоги, а в 10.40 самолет исчез с экранов радаров», передает ТАСС.
Вместе с тем председатель правления Lufthansa Карстен Шпор заявил, что потерпевший крушение на юге Франции самолет «дочки» авиакомпании, лоукостера Germanwings, был в отличном техническом состоянии.
«Самолет был в превосходном техническом состоянии», – заявил Шпор в эфире телеканала Ard, отметив, что накануне катастрофы лайнер проверяли техники. При этом он не стал делать предположений относительно возможных версий трагедии.
«Мы не будем и не хотим участвовать в спекуляциях, слишком рано. Мы направили наших экспертов на место трагедии», – сказал Шпор, передает РИА «Новости».
Ранее в Lufthansa сообщили, что самолет накануне вылета в Испанию весь день простоял в аэропорту Дюссельдорфа, поскольку была выявлена неисправность механизма створки шасси. Однако, как отметили в компании, эта неисправность никак не влияла на безопасность и была полностью устранена.
Не могли управлять
Эксперт в области авиации Ники Лауд высказал мнение, что оба пилота разбившегося самолета по какой-то причине в момент крушения были неспособны управлять самолетом. «Восемь минут в такой ситуации – это очень много, – приводит его слова Deutsche Welle*. – Меня удивляет, почему ни один из пилотов не связался со службой воздушного контроля». Эксперт считает, что пилотов неожиданно отвлекло нечто серьезное, что сделало их неспособными к быстрым действиям.
Необъяснимое пока поведение пилотов при отсутствии данных о технической неисправности воздушного судна стало поводом для обсуждения версии о теракте. Пресс-секретарь Совета национальной безопасности США Бернадетт Михан заявила в ночь на среду, что нет никаких признаков, указывающих на то, что катастрофа могла быть связана с деятельностью террористов, однако в МВД Франции не спешат вычеркивать эту версию.
«Будут рассматриваться все версии крушения самолета Airbus 320, но террористическая атака – не основная», – заявил министр внутренних дел Франции Бернар Казнев в эфире радиостанции РТЛ.
По мнению президента Фонда «Партнер гражданской авиации», заслуженного пилота СССР Олега Смирнова, теракт – одна из двух версий, которая может объяснить невыход пилотов на связь и снижение самолета вопреки указаниям диспетчера. Вторая – это полный выход из строя всей электроники. Снижение без разрешения и доклада диспетчерам в нормальной ситуации, по его словам, невозможно.
«Для того, чтобы изменить эшелон, экипаж обязан запросить об этом разрешение земли. Нельзя снижаться без разрешения диспетчера, потому что ты не знаешь, какие борты идут тебе навстречу, знает об этом только диспетчер, – пояснил он газете ВЗГЛЯД. – В аварийных случаях командиру корабля дается право снижаться, например в случае мгновенной разгерметизации кабины надо снизиться до четырех тысяч метров, где достаточно кислорода. При этом командир корабля обязательно должен доложить, что он выполняет экстренное снижение. Тогда задача диспетчера – растолкать и отвернуть все самолеты, которые идут встречными курсами. Но этого не произошло.
Почему доклада не последовало? Это самая большая загадка. Для профессионалов это может быть только в двух случаях: тотальный отказ какой-то техники вместе с обесточиванием самолета, или экипаж был отключен: находился без сознания, был застрелен или еще что-то. Какое-то грубое вмешательство извне, что повлекло за собой отключение экипажа».
Он обратил внимание на то, что катастрофа произошла не в момент взлета или посадки, которые являются самыми опасными. Она вообще случилась при благоприятных условиях: «Самолет шел в режиме для курсанта летного училища: день, ясно, солнышко светит, полет спокойный, техника работает исправно. Никаких предпосылок».
«Что произошло, покажет официальное расследование государственной комиссии, куда включается расшифровка самописцев, изучение списка пассажиров – кто там летел и по своим ли паспортам, проверка подготовки экипажа, самолета. Это целые тома международных правил, которые необходимо соблюдать при расследовании авиакатастроф, что, кстати, было грубо нарушено Украиной. Поэтому там все и тянется. А тут подход цивилизованный. Руководители Франции и Германии участвуют в этом процессе, подключены все органы, один черный ящик нашли, второй ищут, собираются обломки самолета, будут складываться в одну конфигурацию. Пошла работа. И она нарисует полную картину произошедшего», – сказал эксперт.
Похожее крушение
По мнению эксперта, трагедия вряд ли связана с забастовкой пилотов Lufthansa, которая закончилась за два дня до катастрофы.
Смирнов также обратил внимание на то, что картина, которая сейчас открывается, почти полностью повторяет прошлогоднюю катастрофу малайзийского Boeing, упавшего в море, с той разницей, что азиатский самолет одновременно со снижением развернулся на 180 градусов. Причины произошедшего до сих пор выясняет комиссия по расследованию катастрофы.
«И дальше необъяснимые вещи. Когда я увидел фотографию останков, я сразу понял, что это был мощнейший удар. Он протянулся несколько километров по маршруту следования самолета. Такое может быть только на большой скорости, когда он, так сказать, пахал скалы. Но ведь что бы экипаж ни делал, у каждого пилота сидит внутри: перед препятствием уменьши скорость. В человеке это биологически заложено, уменьшить скорость перед препятствием, насколько это возможно, чтобы сильно не удариться. Даже если не нажимают на тормоза, хотя бы ногу с педали газа снимают. А тут этого сделано не было. Он на громадной скорости врубился. Это говорит о том, что людей за штурвалом не было. Если бы они были в нормальном состоянии, они бы не врезались в скалу на скорости 500–600 км в час, а снизили бы скорость до минимума и искали бы какую-то расщелину, чтобы приземлиться. Самолет не сажали, он влетел» – сказал Смирнов. При этом он еще раз не исключил полного отказа техники.
История трагедии
Напомним, Airbus A320, следовавший из Барселоны в Дюссельдорф, разбился в труднодоступном районе французских Альп на юго-востоке Франции днем во вторник. Всего на борту A320 находились 150 человек – 144 пассажира и шесть членов экипажа, среди которых, по предварительным данным властей, были подданные Бельгии, Испании, Великобритании и Нидерландов, а также граждане Германии, Турции, Казахстана, Австралии, Аргентины и Колумбии. По неподтвержденным сведениям, рейсом Барселона – Дюссельдорф могли также лететь граждане Мексики и Японии.
Авиакомпания Germanwings – немецкий лоукостер, базирующийся в аэропорту Кельн/Бонн, принадлежит концерну Lufthansa. Germanwings осуществляет рейсы из аэропортов Кельн/Бонн, Штутгарта, Берлина, Гамбурга, Дортмунда, Дюссельдорфа. В России авиакомпанию обслуживает московский аэропорт Внуково. По данным из открытых источников, в авиапарке Germanwings всего 58 самолетов, из них 16 Airbus A320. Средний возраст A320 компании составляет 23 года.
Катастрофа 24 марта 2015 года является первой в истории Germanwings. До этого самым серьезным инцидентом было задымление в кабине пилота в самолете, прибывшем в Кельн из Вены, в декабре 2010 года.
Председатель правления Lufthansa Карстен Шпор заявил, что трагедия является черным днем для всей авиакомпании. Ее акции на Франкфуртской бирже рухнули сразу после сообщения о катастрофе примерно на 8%. Акции европейской самолетостроительной компании Airbus упали на 4%.
Некоторые СМИ высказали сомнения в способности лоукостера обеспечить надлежащую безопасность полетов. Однако эксперт по воздушному транспорту и глава коммуникационного агентства Expairtise Communications Генрих Гроссбонгардт заявил, что «бюджетный» не означает «небезопасный». «Бюджетные авиакомпании должны гарантировать своим самолетам регулярную готовность к вылетам. Отмены рейсов, опоздания стоят компаниям огромных денег – гораздо дешевле инвестировать в тщательное техобслуживание и заботиться о том, чтобы самолеты находились в идеальном техническом состоянии», – сказал он.
«В сравнении с другими игроками на рынке Lufthansa обеспечивает высокую безопасность полетов, это касается и ее дочерних компаний. Падение самолета Germanwings сейчас представляется очень странным – поскольку была отличная погода, к тому же это произошло в тот момент, когда самолет двигался на большой высоте с крейсерской скоростью – по опыту, это самый безопасный этап полета.
Как правило, аварии и происшествия случаются при заходе на посадку, при самой посадке или на старте, когда самолет отрывается от земли – около 80 процентов всех авиакатастроф происходят в это время», – считает эксперт.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента