Президент эстонского государства Тоомас Хендрик Ильвес поздравил в понедельник Таави Рыйваса, чья Партия реформ выиграла воскресные выборы. Ильвес начал переговоры о формировании правительства и загодя напутствовал еще не созданный кабинет словами о том, что одинаково важны как улучшение благосостояния людей, так и поддержание безопасности Эстонии. Кроме того, он призвал к «улучшению политической культуры».
Вон даже сайт Пентагона взламывали, а тут взломать – вообще ерунда. Тем более что все контролируется Штатами
Как писала газета ВЗГЛЯД, реформисты набрали 27,7% голосов, что соответствует 30 (из 101) мандатам в парламенте. На второе место вышла оппозиционная Центристская партия – 24,8% (27 мандатов), на третьем месте также входящая в нынешнюю правящую коалицию Социал-демократическая партия, за ними следуют «Союз Отечества и Республика», Свободная партия и Консервативная народная партия. К слову, две последние партии – новички в парламенте, они слывут националистическими.
Не пригодилась
Таави Рыйвас повторил, что не допустит к власти партию центристов. «У нас разные взгляды на ценности и вопросы безопасности, которые непреодолимы. Это касается и ряда экономических вопросов», – заявил он и призвал создать «проэстонское правительство».
Напомним, в канун выборов многие социологи предрекали первое место именно центристам, руководит которыми мэр Таллина, экс-премьер Эдгар Сависаар. Эта партия защищает интересы русскоязычного меньшинства, и конкуренты считают ее «промосковской». В прошлом году Сависаар, к примеру, назвал референдум в Крыму о присоединении к России «достаточно легитимным», а его результат – необратимым. Соцопросы предрекали партии 25% голосов, что, кстати, и сбылось, однако занять ей удалось лишь второе место.
«Такой предвыборный рейтинг был очень опасен, он позволяет противникам консолидироваться против общего врага, – объясняет теперь в интервью газете ВЗГЛЯД одна из лидеров центристов, депутат Европарламента Яна Тоом. – А мы традиционно – общий враг на поле эстонской политики, потому что только ленивый не попрекает нас тем, что мы «рука Кремля».
Тот факт, что в парламент избрано всего 10 русскоязычных кандидатов, хотя «русская доля» среди граждан достигает 25%, ничуть не удивляет главу международного комитета в действующем парламенте, социал-демократа Майко Михкельсона. «Это означает, что русские голосуют не только за русских, а где-то и эстонцы голосуют за русских кандидатов. Думаю, это процент очень хороший», – считает депутат.
Социал-демократ также надеется, что его партию снова пригласят в правительство. «Вероятность, что наша партия пройдет в коалицию, есть. Но посмотрим. Решать будет в первую очередь победитель, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – Результатом своей партии мы недовольны. Мы ожидали большего. Была надежда на 17–19 мест, а теперь – 14. Свои выводы мы сделаем».
Тем временем русофобские круги в понедельник не стеснялись в выражениях. Директор Центра по правам человека Таллинской школы права при столичном университете Евген Цыбуленко назвал избирателей Сависаара пособниками оккупантов и представителями пятой колонны.
«Учитывая, что ключевые политики центристской партии открыто высказывались в поддержку агрессии Кремля на Украине, можно однозначно заявить, что избиратели центристов – это пособники российских оккупантов и представители пятой колонны», – цитирует Цыбуленко портал «Балтия». Правозащитник напомнил, что за центристов, судя по опросам, голосовали 76% русских и 14% эстонцев. По версии Цыбуленко, центристы предпочитают вести «прокремлевскую пропаганду» только по-русски, а их выступления по-эстонски – вполне безобидны, поэтому 14% эстонцев тоже отдали им свои голоса.
Теории электронного заговора
«Опять будет звучать антироссийская риторика. Опять закупать вооружения, опять пугают, что Россия на нас нападет. Опять нас толкают к войне», – возмущается в интервью газете ВЗГЛЯД председатель правления общественной организации «Ночной дозор» Сергей Чаулин. Он не ждет от нового правительства ничего хорошего. В целом же ход воскресного голосования Чаулин оценивает положительно. «Большой процент людей пришел на пункты. Все нормально, без эксцессов», – сказал он в интервью газете ВЗГЛЯД.
А вот к электронному голосованию никакого доверия у Чаулина нет: «Любой хакер может взломать – тем более, у нас есть так называемые натовские службы киберзащиты. Даже разговора не может быть о том, что это безопасная форма защиты. Вон даже сайт Пентагона взламывали, а тут взломать – вообще ерунда. Тем более что все контролируется Штатами».
#{ussr}Накануне выборов о своем недоверии к электронной форме голосования газете ВЗГЛЯД говорил и руководитель Антифашистского комитета Эстонии, активист Объединенной левой партии Андрей Заренков. «Атмосфера выборов – некомфортная. Избирательная комиссия создана опять же при власти, – отмечал он. – Нам все время говорят: не волнуйтесь! Никогда еще такое огромное количество людей не голосовало предварительно – да еще и при помощи электронных устройств. 33 процента! Но электронное голосование контролировать никто не может, кроме тех людей, которые сидят на этих кнопках. В принципе очень высока вероятность манипулирования».
Яна Тоом теперь тоже не скрывает подозрений по поводу итогов электронного голосования, поскольку его результаты в разы отличаются от результатов голосования бумажными бюллетенями, причем в пользу правящих партий. Напомним, что в целом реформисты опередили центристов всего на два процента.
«Я никогда не разделяла теорий заговоров по поводу подтасовок на электронных выборах. Но в этот раз, посмотрев на результаты, я начинаю думать: что-то здесь не то. По предварительным данным, у них там было 37%, а у нас – всего 7%. Что-то странное. Реформисты бравируют тем, что у них там чуть ли не 80% голосов, и объясняют это тем, что якобы избиратель центристов не пользуется интернетом. Это полная чушь! – воскликнула Яна Тоом. – Интернетом в Эстонии пользуются практически все поголовно. Это показывает любой соцопрос».
Взятие Нарвы
Итоги голосования в своем округе Ида-Вирумаа Яна Тоом оценивает высоко. «Я прекрасно понимаю, в чем там дело. Я исправно, упрямо голосую против санкций. Не потому, что одобряю политику Владимира Путина, а потому что санкции – это такая накрутка напряженности, которая ни к чему не приводит и бьет по нашей экономике, в частности очень больно бьет по северо-востоку. Эта тема для людей очень важна, раз они так голосуют в едином порыве – у нас там четыре мандата из шести. Больше такого нигде нет», – сказала депутат Европарламента.
Как отмечается на сайте «Эстонского национального телерадиовещания», 55% – это хорошая явка для уезда Ида-Вирумаа, который включает себя города Нарва и Кохтла-Ярве, где живет много русских. «Существует теория, что в нарвских семьях, где один из супругов гражданин, а другой не имеет гражданства или гражданин России, гражданин страны не голосует из солидарности с близким человеком, не имеющим права голоса. Поэтому, возможно, в Нарве избирательная активность традиционно ниже, чем в других регионах Эстонии», – отмечает компания.
Яна Тоом набрала в своем округе 11 573 голоса, заняв таким образом третье место по Эстонии по числу голосов. «Безусловно, на ее результате отразилось и то, что она открыто выступает против санкций в отношении России», – признает телерадиокомпания.
Тоом предрекает, что за время правления Рыйваса жизнь рядовых жителей Эстонии ухудшится независимо от их национальности. «На самом деле социальные проблемы общие. Отток молодежи продолжится. То, что в Евросоюзе называют свободой передвижения рабочей силы, для нас – это просто эмиграция. Что касается русского населения, то самое грустное – наша минимальная зарплата. Она низкая и не растет, потому что есть большой контингент людей, пригодный для социального демпинга. Образно говоря, всегда найдется русская женщина, которая готова работать за копейки. Если не будет перезагрузки этой системы, то перспективы очень мрачные», – посетовала Яна Тоом.
Но депутат Европарламента не теряет надежды. «С точки зрения математики в парламенте возможна коалиция либо на основе партии реформистов, либо центристов. Значит, сейчас в новом правительстве будет три партнера, включая этих националистов. Но коалиция с участием новичков обычно долго не держится. Новички не умеют играть по коалиционным правилам. Собрать коалицию, которая проживет четыре года, нереально. Значит, есть надежда, что к власти мы придем если не сейчас, то через год или два», – считает Тоом.