Партия центристов, руководит которой мэр Таллина, экс-премьер Эдгар Сависаар, традиционно защищает интересы русскоязычного меньшинства в Эстонии, и конкуренты считают ее «промосковской». В прошлом году Сависаар, к примеру, назвал референдум в Крыму о присоединении к России «достаточно легитимным», а произошедшие процессы на полуострове – необратимыми.
Эстония идет вправо семимильными шагами, правым силам удалось свой электорат немного активизировать. Те, кто не ходил голосовать вообще никогда, теперь пойдут – перед лицом «русской угрозы
В опубликованных в пятницу газетой «Коммерсантъ» итогах соцопросов центристам предрекают не менее 27 процентов. Как ожидается, ближайший преследователь – правящая ныне Партия реформ – наберет лишь 22 процента, а бронзовыми призерами станут социал-демократы, которые завоюют 18 процентов. Впрочем, против Сависаара, скорее всего, объединятся все остальные прошедшие в парламент (рийгикогу) партии, лишь бы не подпустить его к власти. Впрочем, по мнению самих активистов партии и экспертов, сценарий, при котором Сависаару удастся сформировать правительство, все же возможен.
Что касается его соратников, то они, разумеется, излучают уверенность. «На выборы ходят не участвовать, а побеждать, поэтому наши шансы создать правящую коалицию – 100 процентов», – заявила газете ВЗГЛЯД депутат Европарламента и кандидат в рийгикогу от центристов Яна Тоом.
Барабанный «соблазн»
На вопрос газеты ВЗГЛЯД, не помешал ли ее партии на выборах конфликт России и Запада, мощная риторика о «российской агрессии», Тоом ответила отрицательно. «Мы заказывали недавно социологическое исследование. Спрашивали, боится ли народ войны с Россией. Нет, не боятся эстонцы. Эта тема не стала мобилизующей на выборах», – пояснила депутат Европарламента.
«Нас сейчас больше заботит не украинский кризис, а социально-экономические проблемы, например старение населения. А все остальное – это попытка отвлечь народ. Надо заниматься решением именно этих проблем. А не бить в барабаны и кричать, что нам кто-то угрожает, – призвала Тоом. – Это соблазнительно, чтобы ничего не делать. Но избиратель сильно поумнел за последние годы».
Во вторник, как писала газета ВЗГЛЯД, войска НАТО, в том числе и американские, провели парад в Нарве, в 500 метрах от российской границы. Наутро, как сообщил ТАСС, около двух тысяч бойцов российских ВДВ начали маневры в Псковской области, граничащей с Эстонией.
Тоом считает «чушью» разговоры о том, что НАТО уже стягивает войска к российской границе на территории Эстонии – по ее мнению, парад в этом смысле был чисто символическим мероприятием. «Мальчишки лазали по танкам, но мальчишки это делают во всех странах, если им это разрешают. Я бы не истолковала это как повышенную воинственность. С другой стороны, когда мы проводим в условиях такой напряженной обстановки парад в 500 метрах от границы, естественно, мы тем самым посылаем сигнал Москве. Ситуация странная», – посетовала депутат.
Тоом считает более реальной другую угрозу – что продолжение ссоры с восточным соседом приведет к спаду транзита грузов через порты Эстонии. Напомним, что республика уже страдает от продовольственного эмбарго, наложенного Москвой. «Мы опасаемся экономических проблем. Естественно, нам важны отношения с соседом – при нашем географическом положении и при наших весьма скромных масштабах. В последнее время, мне кажется, возобладал трезвый подход к этому, – выразила надежду Тоом. – Среди моих знакомых эстонцев все больше тех, кто поддерживает линию Меркель и Олланда на поиск политического решения. Ни о каком военном решении мы в принципе не хотим говорить».
Давний оппонент центристов, глава международного комитета парламента Марко Михкельсон (партия «Союз Отечества – Республика») тоже признал, что кампания Запада против политики России никак не отразилась на настроениях эстонских избирателей, в том числе не повлияла она и на сторонников Сависаара.
«Собственно, никаких изменений нет, – заверил депутат газету ВЗГЛЯД. – У него очень стабильная поддержка последние 15–20 лет, особенно среди русского населения. Но все остальные партии, которые могут пройти в парламент, исключают коалицию с центристами». Поэтому, предрекает Михкельсон, у Сависаара почти нет возможности прийти к власти, даже если он займет первое место.
К нам приезжал сам Обама
«Если следить по нашим телеканалам, то внешняя угроза, то есть проблема безопасности, обсуждается параллельно с налоговой. У нас все-таки серьезные экономические проблемы – большой процент населения получает маленькие доходы, – признался газете ВЗГЛЯД кандидат в рийгикогу от социал-демократов, политолог Тоомас Алаталу. – Практически все ведущие партии выработали конкретные планы по этому поводу. Кто-то обещает ввести минимальную зарплату в 600 евро, кто-то – 800, кто-то – тысячу».
Эстонский электорат давно и прочно разделен между четырьмя партиями, сказал политолог. «Говорят, что только 10 процентов колеблется. Вот на эти 10 процентов разные новые партии и делают ставку, – пояснил Алаталу. – Сависаар и центристы с самого начала заняли такую позицию, приближенную к российской – учитывая мнение русскоязычного населении. Это обеспечивало раньше и теперь обеспечит ему как минимум 25 процентов голосов».
Алаталу считает, что эстонцев не сильно беспокоит «угроза с Востока» еще и потому, что они уже ощутили к себе внимание Вашингтона и Брюсселя. «Раньше мы были просто, так сказать, рядовыми членами НАТО, сейчас мы принимали у себя первых лиц НАТО. В сентябре у нас побывал президент США, – напомнил политолог. – Мы теперь выделяем два процента ВВП на оборону, что довольно высокая сумма. Это тоже влияет на избирателей».
«Эстония идет вправо семимильными шагами»
Руководитель Антифашистского комитета Эстонии, активист Объединенной левой партии Андрей Заренков все же считает, что антироссийская кампания повлияла на атмосферу в обществе: «Эстония идет вправо семимильными шагами, правым силам удалось свой электорат немного активизировать. Те, кто не ходил голосовать вообще никогда, теперь пойдут – перед лицом «русской угрозы», я имею в виду историю последних недель с этими парадами, шествиями, роликами».
Заренков тоже предполагает – с вероятностью в 80 процентов – что Сависаара не допустят до власти, хотя он и победит: «Все зависит от социал-демократов. Если они наберут голосов примерно столько же, сколько и Сависаар, то они третьего партнера могут найти запросто. Хотя социал-демократы и говорят, что мы с центристами вместе никогда не пойдем, это все риторика. Она забывается сразу же после выборов. Так что у центристов все же есть шанс вместе с партией социал-демократического толка возглавить правительство».
Например, центристская партия получила предупреждение от языковой инспекции. Инспекторам не понравилось, что в предвыборных плакатах лозунги на русском языке иногда были видны лучше, чем на эстонском. Как сообщила накануне «Парламентская газета», раздражение вызвал, например, плакат «Наш курс – перемены». Надпись на эстонском оказалась меньше и на заднем плане. На плакат, как сообщается, пожаловались избиратели.
Кто сидит на кнопках
Кстати, уже в четверг эстонский избирком внезапно зафиксировал рекордное досрочное голосование – по его данным, треть избирателей уже выразили свою волю. В Эстонии досрочно голосовать можно как на участках, так и по Сети и даже с помощью смартфона. Нетрудно догадаться, что пожилые русскоязычные избиратели вряд ли будут массово голосовать при помощи смартфонов – это, скорее, выражали свои предпочтения в политике молодые эстонцы, настроенные в большинстве своем антироссийски.
Но в партии центристов не считают столь массовое досрочное голосование опасным для своей будущей победы. «Досрочное голосование шло не только в интернете, но и на участках. Наш избиратель больше ходит голосовать все-таки на участок, – признала Яана Тоом. – Но это явление, так сказать, «круглое». Это в целом работает на интересы Эстонии, а не какой-то конкретной партии». Тоом боится другого – что общая явка окажется невысокой.
«Атмосфера выборов – некомфортная. Избирательная комиссия создана опять же при власти, – отмечает Заренков. – Нам все время говорят: не волнуйтесь! Никогда еще такое огромное количество людей не голосовало предварительно – да еще и при помощи электронных устройств. 33 процента! Но электронное голосование контролировать никто не может – кроме тех людей, которые сидят на этих кнопках. В принципе очень высока вероятность манипулирования». Заренков полагает, что «кое-кто» вполне может воспользоваться своим доступом к системе электронного подсчета.