США не скрывают своего беспокойства по поводу того, что Либерально-демократическая партия (ЛДП) японского премьера Синдзо Абэ может внести поправки в конституцию страны. Вопросы вызывают пункты, которые так или иначе касаются прав и свобод человека. Нынешний основной закон действует с 1947 года. Он создавался на основе прежней конституции Японии и существовавших тогда требований американских оккупационных властей.
Абэ ведет более жесткую, «правую» и консервативную политику со значительной окраской национализма. Это происходит и на внешнем, и на внутреннем уровне
Как пишет американское агентство Bloomberg, в ЛДП утверждают, что некоторые положения действующей конституции «основаны на западноевропейской теории естественных прав человека, а поэтому данные положения нуждаются в изменениях». По мнению агентства, в соответствии с этой идеей проект конституции позволяет государству ограничивать свободы и выражения, которые «противоречат общественным интересам и общественному порядку». В проекте также аннулировано положение, запрещающее государству предоставлять «политическую власть» религиозным группам.
Еще в проекте поправок к конституции говорится о шести новых «обязанностях» для граждан. Среди них такие, как «отстаивать конституцию», помогать членам семьи, «уважать национальный гимн и флаг». Еще три «обязанности» Bloоmberg называет «очевидным шагом в сторону нетерпимости, косности и самовластия». Речь идет о том, что «люди должны осознавать, что существуют обязанности и ответственность наряду с правами и свободами», «люди должны поступать в соответствии с общественными интересами и общественным порядком» и «люди должны следовать приказам государства и подчиненных ему ведомств в случае чрезвычайной ситуации».
«Такие идеи были бы уместны где-нибудь в Китае или России. Положение о «чрезвычайной ситуации» чем-то напоминает оправдания репрессий и жестких мер, используемые многими ближневосточными диктаторами», – отмечает Bloomberg.
При этом в США полностью поддерживают идею поправки к статье 9, по которой Японии запрещено иметь армию. Что неудивительно, ведь благодаря отмене этой статьи у Японии появится возможность участвовать в военных кампаниях, которые проводят США в разных точках земного шара.
Об этом, разумеется, знают и авторы Bloomberg. Агентство считает оптимальным решением отменить девятую статью, а все остальное в конституции оставить как есть. «Но с политической точки зрения это практически невозможно, – отмечает издание. – Любое действие, позволяющее ЛДП менять статью 9, также откроет двери для авторитарных «обязанностей» и ослабления прав человека». Внимание к военным вопросам отвлекает Запад от того удара, который новый проект конституции нанесет по свободам японского народа, с тревогой отмечает издание.
Напомним, в середине декабря, сразу после объявления результатов выборов в нижнюю палату парламента, Абэ пообещал убедить скептически настроенную общественность в необходимости пересмотреть пацифистскую конституцию. А после убийства японских журналистов, захваченных экстремистами «Исламского государства*», Абэ подчеркивал, что внесение изменений в главный документ страны крайне необходимо для защиты жизни и имущества японцев.
Премьер говорил, что при нынешнем толковании упомянутой выше 9-й статьи трудно защитить японских граждан в небезопасных условиях. «Либерально-демократическая партия уже представила проект поправок и внесения изменений в статью № 9, чтобы осуществить свой долг по защите жизни и имущества японских граждан», – заявил Абэ в начале февраля. Поправки, касающиеся прав граждан, действительно практически не обсуждались на официальном уровне.
Абэ закручивает гайки
Синдзо Абэ ведет очень консервативную политику, рассказал газете ВЗГЛЯД руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов. «Эта «правая» политика проявляется не только во внешней среде, но и во внутренней», – отметил он. Желание внести в конституцию поправки, каким-то образом ограничивающие гражданские свободы, только подтверждает это. «Мы видим не первый сигнал к тому, что Абэ собирается «закручивать гайки». Недавно был принят закон «О государственной тайне», который предполагает уголовное наказание за разглашение сведений, которые, по мнению правительства, могут носить секретный характер. Это рассматривается в Японии как наступление на свободу слова. Последние предложенные изменения также представляют собой не что иное, как проявление ограничения гражданских прав и свобод», – считает Кистанов. Недовольство граждан не помешает премьеру вносить изменения, которые он считает необходимыми. «Абэ идет напролом, проталкивая свой националистический «правый» курс», – добавил эксперт.
Необходимость в подобных изменениях Синдзо Абэ может обосновывать сложной обстановкой на международной арене. «Как любят говорить в Японии, ситуация вокруг становится все более напряженной (это связано с отношениями с Китаем, Северной и Южной Кореей), нужно проявлять твердость и бдительность, мобилизовывать общество, готовить его к отпору», – полагает Кистанов.
Моменты, связанные с изменениями пунктов конституции, касающихся прав человека, действительно, до последнего времени были не на поверхности, отмечает Кистанов. «В основном фигурирует тезис о том, что Япония по-новому будет преподносить право на коллективную самооборону. 9-я статья конституции практически запрещает Японии использовать силу или угрожать силой при решении международных конфликтов, а Абэ выступает за то, чтобы страна смогла участвовать в боевых действиях, не только когда есть угроза Японским островам, а и в мероприятиях вместе с США далеко за пределами Японии, в любой точке земного шара». Это решение Абэ – отказаться от 9-й статьи конституции – Штаты полностью поддерживают, напоминает эксперт.
«Абэ берет курс на ужесточение и более жесткое отстаивание интересов страны на международной арене. Во многих соседних странах его стремления воспринимаются как возрождение японского милитаризма: об этом говорят в Китае и Южной Корее, – рассказывает Кистанов. – В первый период своего пребывания на посту премьер-министра, в 2006–2007 годах, Абэ переименовал Управление сил самообороны в Министерство обороны. Теперь он ведет к тому, чтобы трансформировать силы самообороны в полноценную армию национальной обороны. Он снял запрет на экспорт оружия, добровольно наложенный на себя Японией еще в 60-е годы. Это тоже говорит о том, что он ведет более жесткую, «правую» и консервативную политику со значительной окраской национализма. Это происходит и на внешнем, и на внутреннем уровне, параллельно», – отметил эксперт.
Отказаться от конституции премьер Японии хочет уже давно. «Абэ не нравится эта конституция, он считает, что ее навязали оккупационные силы во главе с США. Он хочет отказаться от навязанных американцами правил, в том числе и во внутреннем плане. Хотя эта конституция много сделала для Японии, открыв много свобод, например, в сфере экономики, – отмечает собеседник. – Но Абэ – жесткий человек и делает конституцию под себя».
Америка все простит
США регулярно высказывают недовольство решениями Абэ, но до сих пор это касалось только внешней политики. «Например, в 2013 году, когда он посетил храм на острове Ясикуни, первыми, кто выступил с критикой, были именно американцы (в храме почитают души погибших японских военнослужащих, в том числе 14 военных преступников, осужденных Токийским трибуналом – прим. ВЗГЛЯД). И желание Абэ пересмотреть оценки японского милитаристского прошлого вызывает большую настороженность в Штатах. Но нельзя говорить о том, что эти разногласия вобьют клин между Вашингтоном и Токио. Наоборот, военно-политический союз только усиливается. Прежде всего, с учетом так называемой китайской угрозы», – считает Кистанов.
Ближе к лету будут опубликованы новые положения о японско-американском сотрудничестве, где роль Японии будет повышенной, уверен эксперт. «Так что есть определенный парадокс: с одной стороны, американцы ругают Японию за консервативную националистическую политику, а с другой – укрепляют с ней военный союз, понимая, что это их самая надежная опора в военной политике, особенно в свете поворота в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона, который несколько лет назад провозгласил Обама».
Критиковать изменения конституции, касающиеся прав и свобод граждан, в Штатах, конечно же, будут, считает эксперт, но дальше разговоров дело не пойдет. «Американцы закроют глаза на те вещи, которые их не устраивают. Как бы они ни относились негативно к правоуклонистским тенденциям, они понимают, что это их главный союзник в регионе. И они будут готовы ему многое простить», – резюмирует Кистанов.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ