Главная прокуратура Грузии в понедельник заявила о привлечении к уголовной ответственности экс-президента страны Михаила Саакашвили по делу о разгроме телекомпании «Имеди» в 2007 году и изъятии собственности у олигарха Бадри Патаркацишвили.
Из этих обвинений видно, как Саакашвили и иже с ним запугивали людей, а также обворовывали их
По этому делу проходят также и другие бывшие чиновники, функционеры партии Саакашвили «Единое национальное движение»: экс-министры обороны Давид Кезерашвили, юстиции Зураб Адеишвили, внутренних дел Вано Мерабишвили, а также бывший мэр Тбилиси Георгий Угулава. Все они еще недавно были всесильными, а теперь по 333-й статье Уголовного кодекса им грозит от 5 до 8 лет.
Напомним, недовольство грузинских властей Саакашвили усилилось после того, как экс-президент отказался явиться на допрос 27 марта в главную прокуратуру по 10 резонансным делам периода своего правления. Тогда ему предложили ответить на вопросы по скайпу.
Саакашвили, Кезерашвили и Адеишвили в Грузии нет, экс-градоначальник находится уже в предварительном заключении из-за претензий по поводу финансовых махинаций. Мерабишвили отбывает с прошлого года наказания по двум статьям, он осужден на пять лет и на 4 с половиной года. При этом прокуратура грозит Саакашвили новыми вызовами.
Он до сих пор свидетель еще по девяти резонансным делам прошлых лет, таким как странная гибель экс-премьера Зураба Жвании или трата государственных средств по собственному усмотрению. Однако в качестве свидетеля Саакашвили, в основном обитающий в Киеве, не являлся. Он и в понедельник заявил, что его преследуют по политическим мотивам, обвинил в «заказе» Россию и ее «ставленника» – «российского олигарха», бывшего премьер-министра и основателя коалиции «Грузинская мечта» Бидзину Иванишвили. Он также пригрозил Тбилиси проблемами с Вашингтоном и Брюсселем за то, что грузинская прокуратура позволила себе преследовать такого «признанного политика-реформатора».
Прокуратура же утверждает, что нет никакой политической составляющей, а обвинения аргументированы. Следствие заявляет, что тогдашние руководители Грузии в 2006–2007 годах были очень злы на телекомпанию «Имеди». Созданная оппозиционным миллионером Бадри Патаркацишвили, она регулярно выдавала в эфир нелицеприятные для Саакашвили новости. В ноябре 2007 года телекомпания активно освещала массовые акции протеста – тогда впервые против Саакашвили на улицы вышли сотни тысяч демонстрантов. Саакашвили поручил разобраться своему ближайшему соратнику Мерабишвили. По данным прокуратуры, тот провел 4 ноября совещание, в котором участвовали Угулава, Кезерашвили, Адеишвили и другие тогдашние чиновники. Мерабишвили спланировал подавить выступления. При этом требовал, как отмечает прокуратура, избивать демонстрантов: «Избитый и униженный – это уже не авторитет!».
7 ноября полиция и, как выясняется, армия – а ее использование незаконно допустил тогда главковерх Саакашвили – жестоко расправились с демонстрантами. Потом, к вечеру, спецназ МВД ворвался в «Имеди», разбил аппаратуру и отключил вещание. Вскоре «Имеди» переоформили на других лиц, ее информационную политику стал курировать Угулава. У Патаркацишвили отняли еще и парк развлечений на тбилисской горе Мтацминда, и Руставский металлургический комбинат. Сердце олигарха, а также известного в Грузии мецената, не выдержало – Патаркацишвили скончался в Лондоне в феврале 2008-го. Телекомпанию «Имеди» вернула его семье «Грузинская мечта» после прихода к власти в 2012-м.
Известный грузинский юрист Каха Кахишвили пояснил газете ВЗГЛЯД, что с того момента, как Саакашвили не является президентом (прошлая осень), он не обладает никаким иммунитетом. «Прокуратура может объявить его в международный розыск», – заявил он. Перед этим прокуратура должна обратиться за санкцией на арест в суд. Если суд даст санкцию, то начнется розыск за пределами Грузии – через Интерпол. Кахишвили отметил, что дело, о котором говорит прокуратура, носит характер совершенного организованной преступной группировкой.
Свои комментарии сделали и политические деятели. Члены партии Саакашвили «Единое национальное движение», конечно, настаивают на политическом преследовании. Бывший секретарь совбеза Георгий Бокерия предсказал, что попытка привлечь Саакашвили обернется крахом для нынешних властей, которые «провалили все направления, растет безработица, ухудшается криминогенная ситуация». По словам депутата-национала Серго Ратиани, «Грузинская мечта» пытается расправиться с главной оппозиционной силой.
«Никто не может стоять выше закона», – отвечает на эти выпады националов в интервью газете ВЗГЛЯД председатель парламентского комитета по внешним связям Тедо Джапаридзе. Его позицию дополняет депутат Эка Беселия, также представляющая правящую коалицию «Грузинская мечта»: «Налицо картина системных преступлений прежних властей».
Руководитель НПО «Институт стратегии управления Грузии» Петрэ Мамрадзе, в недавнем прошлом депутат и руководитель канцелярий президента и правительства, говорит газете ВЗГЛЯД, что знает Саакашвили более 20 лет и уверен, что тот очень боится предстать перед законом. Мамрадзе прогнозирует, что теперь за границей Саакашвили «будет трубить на каждом углу о политических преследованиях и вынужденной эмиграции». Экс-председатель парламента Нино Бурджанадзе заявила, что Саакашвили еще предстоит ответить и за войну 2008 года, и за бесчеловечный разгон другой демонстрации против него в Тбилиси – 26 мая 2011 года.
«Вот сейчас мне интересно, что скажут наши европейские и американские партнеры. Ведь из этих обвинений видно, как Саакашвили и иже с ним запугивали людей, а также обворовывали их, отнимая частную собственность. Куда и кому эти деньги относил Саакашвили? Из комментариев станет ясно, кому шли отобранные таким путем суммы», – говорит депутат из «Грузинской мечты» Александр Кантария.
По его словам, «видно, что прокуратура поработала серьезно и располагает серьезными фактами».