В среду депутаты парламента Южной Осетии, собравшись на специальное заседание, единогласно приняли обращение, в котором попросили президента признать независимость Луганска. Президент республики с ответом не задержался.
Южная Осетия рассчитывает, что это будет, по крайней мере, позитивно оценено в Москве, возможно, у Москвы перед этим спросили, насколько позитивно она это оценит
«Учитывая волеизъявление народа и обращение Верховного совета ЛНР к президенту республики Южная Осетия о признании суверенитета ЛНР, поддержанное парламентом, постановляю признать Луганскую народную республику в качестве суверенного независимого государства», – говорится в указе Леонида Тибилова, обнародованном почти сразу после заседания парламента.
Комментируя обращение Верховного совета Луганской республики с просьбой о признании ЛНР независимым суверенным государством, Тибилов сообщил, что «республика готова к принятию конструктивного решения и будет руководствоваться общепризнанными нормами международного права», отметил ИТАР-ТАСС. При этом Тибилов подчеркнул: «Мы переживаем за народ Луганской республики и будем, как сможем, помогать ему».
Как сообщила пресс-служба президента Южной Осетии, получив обращение о признании Луганской народной республики, Леонид Тибилов провел совещание с правительством и парламентом и дал поручения «проработать вопрос по каждому из направлений для принятия государственного решения с учетом дальнейших действий законодательной и исполнительной ветвей власти».
Тибилов поручил министерству иностранных дел Южной Осетии провести переговоры об установлении дипломатических отношений с ЛНР и оформить соответствующими документами достигнутую договоренность.
Показывает российское отношение
Признание Южной Осетией ЛНР – шаг на пути признания «фактически независимых государств», какими являются и та, и другая республики, начало процесса международной легитимации, заявил газете ВЗГЛЯД доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш. «Де-юре их независимость, как правило, не признают или признают лишь некоторые, а де-факто это признают все», – подчеркнул эксперт.
Решение вряд ли было бы принято без по крайней мере молчаливого одобрения Москвы, уверен собеседник. «Южная Осетия фактически является независимой благодаря России, рассчитывает на российские дотации и зависима от нее, поэтому понятно, что ее признание является вполне символическим жестом, который показывает в том числе и российское отношение к нему. То есть Южная Осетия, естественно, рассчитывает, что это будет по крайней мере позитивно оценено в Москве. Плюс, возможно, у Москвы перед этим спросили, насколько позитивно она это оценит», – резюмировал политолог. С ним согласен и член Общественной палаты, президент Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев, который заявил газете ВЗГЛЯД, что данный факт носит «серьезный характер».
Он отметил, что Южная Осетия – близкий союзник России. «Очевидно, что с негативной оценкой России вряд ли бы эта страна стала бы признавать ЛНР. Из этого следует, что Россия не возражает против такого акта признания со стороны Цхинвала. Это достаточно серьезный знак, который нужно воспринимать в этом контексте», – уверен Григорьев.
Напомним, 11 июня Луганская народная республика обратилась к 15 республикам, включая Россию, с просьбой признать ее независимость. Призыв был направлен в том числе к России, Приднестровской Молдавской Республике, Абхазии и Китаю. Однако Южная Осетия пока единственное государство, ответившее на запрос.
17 июня глава Луганской народной республики Валерий Болотов заявил о признании независимости ЛНР со стороны руководства Южной Осетии. «Завтра будет назначен посол Луганской народной республики в Южной Осетии», – сказал Болотов.
Лидеры Луганской и Донецкой народных республик, основываясь на результатах референдума, провозгласили независимость от Украины. По предварительным данным, в обоих регионах около 90% участников проголосовали за независимость. Более того, ДНР обратилась к Москве с просьбой о присоединении к России. Однако Россия полагает необходимым диалог Юго-Востока с Киевом.
С середины апреля киевские власти проводят на Востоке Украины карательную операцию против сторонников независимости Донецкой и Луганской народных республик, которые заявили о желании отделиться от Украины после госпереворота, произошедшего в стране 22 февраля после многодневных столкновений в центре Киева.
Активные боевые действия были приостановлены на время проведения 25 мая президентских выборов, но 26 мая возобновились. Победивший на выборах Петр Порошенко в ультимативной форме потребовал от силовиков провести до его инаугурации «зачистку» территорий Донецкой и Луганской областей. Силовики активно используют тяжелую артиллерию и боевую авиацию. Сообщается о многочисленных жертвах среди мирного населения и разрушениях жилых домов и объектов инфраструктуры.