Как сообщала газета ВЗГЛЯД, президент Абхазии Александр Анкваб согласился на отставку правительства, но был вынужден покинуть переговоры, когда толпа сторонников оппозиции проникла в его резиденцию.
Есть достаточно высокий процент общества, где люди говорят, а почему бы действительно не приблизиться к России и даже не воссоединиться?
«Анкваб покинул здание своей администрации после того, как туда проникла группа оппозиционеров. На переговорах он дал согласие на отставку правительства, генерального прокурора и руководителей двух районов республики, но оппозиция потребовала большего – отставки главы государства», – объявил вечером во вторник секретарь Совбеза Абхазии Нугзар Ашуба. «Мы предпринимаем все возможные меры, чтобы ситуация разрешилась мирным путем», – подчеркнул он.
Правда, позднее пресс-служба президента Абхазии опровергла отставки в руководстве страны.
Разбитое окно возможностей
Напомним, оппозиция, собравшаяся во вторник днем на митинг возле правительственных зданий в Сухуме, потребовала отставки президента и правительства республики. Ее митинг проходил под лозунгами протеста «против коррупции и административно-командного стиля управления» и с требованием реформ. В свою очередь сопредседатель общественно-политического движения «Ахьаца», депутат парламента Ахра Бжания объяснил недовольство оппозиции «кризисом системы управления государством», «отказом от многократно обещанного курса реформ» и «нежеланием власти вести диалог по озвученным вопросам».
По его мнению, республика «не может и дальше плыть по течению, опираясь исключительно на дотации РФ». «Это путь в никуда. Мы превратились в безответственного иждивенца, который даже и не думает о том, как заработать самому. Мы должны ставить перед собой амбициозные цели и задачи – разработать и принять план национального развития», – сказал Бжания.#{ussr}
На митинге ораторы призывали к реформе системы власти, выражалось недовольство действиями руководства, в частности массовой паспортизацией жителей восточных районов Абхазии, где живет много этнических грузин.
Затем участники митинга отправили в администрацию президента своих представителей, в том числе лидера оппозиции – бывшего вице-президента, экс-премьера Рауля Хаджимбу, упомянутого депутата Бжанию, председателя ветеранской организации «Аруа» Виталия Габнию. Пока шли переговоры, большая часть митингующих блокировала здание, требуя, чтобы Анкваб вышел к ним. Параллельно у входа в кабинет министров собрались сторонники президента. Прямых столкновений не было. Люди старались вести себя сдержанно.
По словам одного из активистов оппозиции, на площади стояло порядка 10 тысяч человек, однако, по мнению корреспондента РИА «Новости», их было втрое меньше. Вышедший на крыльцо экс-глава МВД Леонид Дзапшба заявил, что Анкваб должен покинуть это здание как рядовой человек, а не как президент. Часть протестующих, не дождавшись окончания переговоров, начала штурмовать здание администрации главы республики. Как передал «Интерфакс», группа из нескольких десятков человек начала разбивать окна и двери в здании администрации президента Абхазии и проникла внутрь. Через разбитое окно удалось проникнуть около 30 оппозиционерам.
Поэтический погром
Разобраться в истинных целях протеста довольно сложно, поскольку разные его лидеры упрекали Анкваба в прямо противоположных вещах. Пока Бжания порицал власти за излишнюю близость к Москве и даже «иждивенчество», другой оратор – ведущий митинга экс-вице-премьер и бывший министр культуры, поэт Владимир Зантария – напротив, требовал от Анкваба еще большей интеграции с северным соседом.«Мы пытаемся навести порядок в своем доме, но хочу подчеркнуть, что отношения между Абхазией и Россией для нас священны», – сказал Зантария. «Наоборот, мы обвиняем, и об этом говорилось на митинге сегодня, нынешние власти Абхазии в недостаточной интеграции с Россией», – подчеркнул он. Однако при этом поэт пытался утихомирить штурмующих здание людей, предложив дождаться окончания переговоров. В итоге прорвавшиеся в здание оппозиционеры все же покинули помещение. Обстановка несколько успокоилась.
Бывший президент Южной Осетии Эдуард Кокойты тут же предложил свои посреднические услуги. «Естественно, то, что сегодня происходит в Сухуме, – это внутреннее дело братской для меня республики. Но во имя мира я готов выступить посредником на переговорах президента Абхазии Александра Анкваба с оппозицией», – заявил Кокойты.
Четвертая попытка стать президентом
Как известно, Хаджимба с 2004 года трижды баллотировался на пост президента. Дважды он проиграл выборы ныне покойному президенту Сергею Багапшу и один раз Анквабу.
«Оппозиция во главе с бывшим вице-президентом Раулем Хаджимбой «хотела заставить президента теснее интегрироваться с Россией или даже в Россию, и Хаджимба, который всегда был очень честолюбив, полагает, что это его шанс», – пояснил газете ВЗГЛЯД эксперт Фонда Карнеги Алексей Малашенко.
Эксперт добавил, что на фоне украинских событий бывший вице-президент счел, что таким же образом можно сработать и в Абхазии. «Есть разговоры, что это – московская провокация, но я все-таки в это не верю. Это в чистом виде самодеятельность. России это не особенно нужно, и так голова идет кругом. Хаджимба доказал, что это фактор внутренней политики Абхазии и российско-абхазских отношений. Хотя Абхазия по сути – уже часть России, там рубль и деньги Москвы».
Как напомнил собеседник, бюджет Абхазии тоже фактически формируется из Москвы, включая пенсии и так далее. Эксперт добавил, что протесты оппозиции начались неожиданно, хотя Хаджимба всегда претендовал на лидерство, но мало когда это получалось.
«События на Украине провоцируют любопытные процессы на части постсоветского пространства в той же Центральной Азии: Киргизии, Таджикистане.... Есть достаточно высокий процент общества, где люди говорят, а почему бы действительно не приблизиться к России и даже не воссоединиться. Есть мнение, что если в Киргизии вдруг пройдет какой-то гипотетический референдум типа крымского, большинство может проголосовать «за», – добавил собеседник.
По его словам, на Россию там простые люди глядят как на богатое государство, куда едут на заработки. «Не все, но многие считают, что в обмен на суверенитет Москва может и зарплату повысить, и денег подбросить. Мнение, что при советской власти было лучше, сохраняется в головах некоторых людей», – отметил эксперт.
Процент поддерживающих Россию определить сложно, потому что опросов там никто не проводил, но такие настроения присутствуют, подчеркнул Малашенко.