Причина и виноватые
Капитан и ряд других членов экипажа хорошо знали о том, что у парома «Севол» имеются проблемы с равновесием
Прокуратура и полиция Южной Кореи обнародовали возможную причину трагедии с паромом «Севол». По их словам, при следовании вблизи острова Чиндо судно совершило резкий – в 15 градусов – поворот, после чего перевернулось и затонуло. Паром не смог восстановить равновесие из-за запредельной перегрузки, по некоторым данным, превысившей норму в 3,5 раза, а также из-за недостатка воды в балластных цистернах.
В результате изменения курса плохо закрепленные грузы, в основном тяжелые автомобили и контейнеры, сместились, что привело к резкому крену на левый борт и опрокидыванию судна.
Также следователи решили предъявить обвинения в убийстве капитану Ли Чжун Соку и еще трем членам экипажа парома, поскольку эти люди покинули терпящее бедствие судно, даже не попытавшись обеспечить эвакуацию сотен пассажиров. «Капитан и ряд других членов экипажа хорошо знали о том, что у парома «Севол» имеются проблемы с равновесием. Именно поэтому они получили указание не совершать резких поворотов», – сообщил в четверг один из следователей.
В тот момент, когда третий помощник (ему 25 лет) и рулевой, у которых не было достаточно опыта, совершили опасный маневр, капитана не было на мостике. Но это, по мнению следствия, не оправдывает его дальнейших действий.
По материалам дела капитан, которому теперь может грозить пожизненный срок, покинул тонущее судно одним из первых, причем под видом пассажира. Кроме того, находившиеся на борту жаловались, что экипаж во время крушения не предпринимал надлежащих мер по эвакуации людей, а лишь призывал всех оставаться на своих местах. На вопрос, почему он не отдал приказ об эвакуации пассажиров, капитан высказал опасение, что их могло унести в море. Спасательные шлюпки, по его словам, были недоступны из-за крена судна.
«Мне очень стыдно»
69-летний Ли Чжун Сок также попросил прощения у родственников погибших и пропавших без вести, признав, что не смог адекватно оценить обстановку. После своего спасения он говорил, что запаниковал и не осознавал, что делает. «Я приношу свои извинения пассажирам, жертвам и их семьям», – заявил капитан.
Он не ответил на вопросы о том, кто был у руля в момент аварии, что стало причиной крушения и почему детям было велено оставаться на местах, когда корабль начал тонуть.
«Мне очень стыдно», – сказал Ли Чжун Сок.
Ранее южнокорейские СМИ сообщали, что капитану «Севола» и еще троим членам экипажа – двум помощникам капитана и главному инженеру – уже предъявлены обвинения в непредумышленном убийстве.
До этого по делу было арестовано около 20 человек из числа сотрудников компании «Чонхэчжин» (ей принадлежал паром), членов экипажа и сотрудников корейской ассоциации судоходства по подозрению в нарушении правил безопасности и в коррупции.
Добавим, что трое членов экипажа «Севола» посмертно получили звание героев Кореи. Их наградили за смелость и самопожертвование в ходе спасательной операции. Они спасли пассажиров и погибли сами.
Спасательная операция
По последним данным, жертвами крушения «Севола» стали более 281 человека, еще 23 пассажира числятся пропавшими без вести. До этого сообщалось, что жертв 275.
13 мая на месте крушения судна возобновилась поисковая операция, прерванная из-за плохой погоды. В четверг в ней участвовало 120 водолазов, но новых тел пока не обнаружили.
Напомним, самый крупный в Южной Корее паром «Севол» водоизмещением 6825 тонн потерпел крушение 16 апреля у юго-западного побережья страны. Паром совершал путешествие между портом Инчхон и островом Чеджу. На борту находились 475 пассажиров и членов экипажа. Среди них – 324 школьника, совершавших туристическую поездку вместе с 14 учителями.
Были озвучены и вероятные причины затопления судна. По версии следствия, вес груза превышал разрешенную норму более чем в три раза, что и могло привести к аварии. В четверг эти предположения были еще раз названы в качестве одной из причин крушения.
В то же время сотрудник министерства рыболовства и океанологии Южной Кореи рассказал, что еще одной из версий причин катастрофы является сбой в подаче напряжения.
Добавим, что назывались и другие, совсем «конспиративные» версии ЧП. Так, 50-летний мужчина по фамилии Шин распространил информацию о том, что «паром затонул из-за того, что отклонился от курса в связи с проведением американо-южнокорейских военных учений».
Для подтверждения своих слов Шин процитировал предупреждения об учебной стрельбе в районе крушения. Администрация по гидрографии и океанографии якобы распространяла их 15 и 16 апреля. Но полиция опровергла эту информацию, заявив, что учения по стрельбе в этом районе проводились только 15 апреля.
Шин также загрузил фотографию американской атомной подводной лодки, заявив, что, обходя ее, «Севол» совершил роковой резкий поворот. Полиции удалось выяснить, что эта фотография была взята из интернета и была сделана задолго до катастрофы. В итоге полиция завела в отношении Шина уголовное дело по иску ВМФ Южной Кореи в отношении распространителя дезинформации. 7 мая горе-информатор был арестован.
После жесткой критики в свой адрес подал в отставку премьер-министр Южной Кореи Чон Хон Вон. А президент Южной Кореи Пак Кын Хе принесла извинения за действия властей после крушения. По ее словам, правительство не сумело предотвратить трагедию и организовать эффективную работу с первых дней спасательной операции.
В начале мая был арестован глава компании «Чонхэчжин». Он обвиняется в причинении смерти по неосторожности, а также в том, что его действия привели к крушению судна.