Президент США Барак Обама, выступая в четверг на вечере по сбору средств в фонд Демократической партии, назвал действующий американский Конгресс (в палате представителей которого преобладают оппоненты – республиканцы) «наименее продуктивным в истории современности». Республиканцам досталось от президента за блокирование предлагаемых демократами законопроектов о реформах в сфере миграции и минимального уровня оплаты труда.
Парламентариям позволяется получать гонорары за публикации (естественно, не такие, какие в свое время получил наш Анатолий Чубайс за выход своей книги)
Напомним, что в последнее время противостояние между представителями двух значимых американских партий, Республиканской и Демократической, особенно обострилось. Так, в октябре федеральные органы власти были вынуждены закрыться более чем на две недели из-за того, что республиканцы и демократы не смогли найти общий язык в вопросе установления потолка госдолга. Отметим, что рейтинг популярности самого Обамы среди американцев упал до рекордного минимума и составил 41%.
Не далее как на прошлой неделе член Палаты представителей Джим Моран назвал, очевидно, и одну из причин такой «неэффективности» – оказывается, члены Конгресса мало зарабатывают. Моран пожаловался, что стремительно растущие расходы на жизнь в округе не соответствуют доходам законодателей, и напомнил, что зарплата членов Конгресса не повышалась уже пять лет.
Парламентарий предложил, чтобы к жалованью конгрессменов прибавлялись особые дополнительные взносы, сообщила The Washington Post. Так, согласно идее Морана, любой депутат, живущий более чем в 50 милях от Капитолия (около 80 км), получал бы дополнительно 25 долларов в день на время сессии Конгресса.
В этом году, например, в Конгрессе запланированная сессия продлится 112 дней, таким образом, доплата составила бы 2800 долларов, что в итоге почти равно сумме, которую Конгресс отклонил ранее, когда некоторые из его членов поднимали вопрос о повышении зарплаты в связи с растущей дороговизной.
Моран напомнил, что конгрессмены, живущие не в Вашингтоне, платят из своего кармана за аренду второго жилья в округе, занимающем 5-ю строчку в рейтинге самых дорогих в стране. Проблемы, которые испытывают члены Конгресса с расходами на жилье, отражают проблемы обычных граждан, которые сталкиваются с аналогичными трудностями, напомнил парламентарий.
«Разве предложение не будет целесообразным с финансовой точки зрения для 30-летнего врача, окружного прокурора, члена городского совета или владельца малого бизнеса, у которых могут быть маленькие дети, или они выплачивают ипотеку за новый дом, или еще не выплатили кредит на образование – и при этом они хотят работать в Конгрессе? – обратился Моран к своим коллегам. – Мы уже пятый год замораживаем надбавку к жалованию. Однако эта реформа, по крайней мере, помогла бы с арендой второй резиденции в Вашингтоне».
При этом Моран добавил, что старается не для себя: сам он уже через год уходит в отставку и, кроме того, живет всего в нескольких милях от Капитолийского холма.
Быть состоятельным – обязан
#{interviewpolit}«Конечно, зарплата конгрессмена серьезно выше среднеамериканской зарплаты, – отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД политолог, соредактор сайта Terra America Борис Межуев. – Бывают заработки и выше, например в бизнесе, но то, сколько получает парламентарий в Конгрессе, сопоставимо с академическими зарплатами, в этой сфере считается очень хорошими деньгами».
«Для Америки 15 тысяч долларов в месяц – совершенно нормальная, адекватная зарплата, на которую можно и снять достойное жилье, и выполнять представительские функции, особенно если учесть, что средняя зарплата в Соединенных Штатах – где-то порядка 60 тысяч долларов в год, – пояснил газете ВЗГЛЯД вице-президент ПИР-Центра, ученый-американист Дмитрий Поликанов. – Зарплата конгрессмена превышает зарплату среднего американца в несколько раз».
В американском законодательстве существуют ограничения, налагаемые на лоббистскую деятельность конгрессменов, поясняет Межуев. По словам Межуева, такие доходы очень жестко фиксируются. Все деньги, полученные от бизнеса, должны быть потрачены парламентариями исключительно на избирательные кампании: программы, избирательный штаб, избирательный фонд.
Конгрессмены, в особенности сенаторы, как правило, люди состоятельные, обладающие какими-то накоплениями (либо собственным капиталом, либо семейным), подчеркивает Межуев. «Зачастую в прошлом они работали в разного рода крупных корпорациях», – добавляет Дмитрий Поликанов.
«Законодательство, конечно, не обязывает к обладанию состоянием, но без этого очень сложно заниматься государственной деятельностью на посту конгрессмена», – отмечает Межуев. Работа в Конгрессе требует определенного уровня затрат: начиная от соответствующего дресс-кода и вложений в разного рода встречи и заканчивая транспортными расходами.
Межуев добавляет, что «использование должности для личного обогащения – вещь для Америки нехарактерная». «Парламентариям позволяется получать гонорары за публикации (естественно, не такие, какие в свое время получил наш Анатолий Чубайс за выход своей книги) или довольно скромное вознаграждение за лекции – это единственная сфера заработка, на которую могут рассчитывать конгрессмены», – говорит эксперт.
Обед с лоббистами? За свой счет
Часть расходов, например оплату авиаперелетов парламентариев, берет на себя государство, отмечает Межуев. Предусмотрены и траты на представительские расходы. «Согласно принятым в годы президентства Барака Обамы законам об обязательном медстраховании, соответствующие расходы должен брать на себя работодатель – следовательно, государство как работодатель конгрессменов покрывает и их траты на медицинскую помощь», – говорит эксперт.
«Чего конгрессменам делать нельзя, так это принимать подарки от частных лиц стоимостью больше 50 долларов, – отмечает Межуев. – Даже символический подарок наподобие золотой ручки считается коррумпированием. Если парламентарий с кем-то обедает в ресторане, он обязан сам оплатить свой заказ. При этом какой-нибудь бизнесмен вполне может оплатить грандиозное шоу, посвященное избирательной кампании человека, баллотирующегося в Конгресс».
Республиканцы, которые выступают за сокращение бюджетных расходов, недопущение повышения планки государственного долга, сокращение госбюджета, действовали вполне логично, когда потребовали урезать зарплату конгрессменам – в том числе и самим себе, поясняет Межуев. «Надо учесть, что в этом году предстоят выборы, и естественно, что решение повысить себе зарплату отнюдь не поможет успешно переизбраться», – добавляет эксперт.
«Ощущение того, что конгрессмены не идут на компромиссы по поводу государственного долга в силу своих жестких идеологических позиций, – это одна из причин того, что в обществе столь критично отношение к Конгрессу», – отмечает Межуев. Свою роль в понижении рейтинга Конгресса играет и мнение об очень сильном влиянии разных лоббистских групп – бизнес-лобби, иностранного лобби и т. д., добавляет эксперт.
Для того, чтобы переизбраться, парламентарию нужно рассчитывать на чьи-то деньги – на выпуск рекламной продукции и другие избирательные расходы; естественно, нужно идти на контакт с «деньгами, имеющими политический оттенок», с теми представителями бизнеса, которые заинтересованы в проведении той или иной законодательной политики. Это, как поясняет эксперт, могут быть и оружейные корпорации, и табачные фабрики, и нефтяные компании, и этнические лобби – например, израильское, кубинское или польское. У всех этих лобби есть определенное видение политики, в том числе и внешней.
«Такой лоббизм возможен, он допустим и предусмотрен законодательством о лоббизме», – подчеркивает Межуев. «Лоббистам запрещено оплачивать поездки и перелеты парламентариев, но у США есть соглашения с рядом стран об образовательном и культурном обмене, и через эту лазейку лоббисты могут взять на себя расходы на поездку «своего» конгрессмена», – в свою очередь отмечает Поликанов.
Естественно, отмечает эксперт, парламентарии предпочитают получать деньги от тех, кто близок по взглядам. «Воздействие лоббистов на Конгресс значительно, что в наше время становится фактором, снижающим уровень общественной поддержки не только нынешнего состава Конгресса, но и парламентаризма как такового».
Разбалансированная система
Впрочем, добавляет Межуев, снижается и степень доверия к институту президента. Если Обама называет действующий состав Конгресса самым неэффективным в истории, то конгрессмены могут то же самое сказать и о действующем президенте, подчеркивает политолог. «Когда интересы президента и Конгресса сталкиваются, государственная система блокируется, и это тоже вызывает претензии, – отмечает собеседник. – Предлагается в том числе воспользоваться европейским опытом, есть представление о том, что европейские политические системы более сбалансированы, менее подвержены внутренним проблемам».
По словам Межуева, ранее крупный бизнес – General Motors, Chrysler, General Electric, нефтяные компании, Рокфеллеры и другие финансово-промышленные группы, прочие крупные игроки пытались через интеллектуальные центры и лоббистские группы сближать позиции республиканцев и демократов.
«После Второй мировой войны в Америке стабилизировалась двухпартийная система, республиканцы и демократы вели во многом общую линию – в том числе и во внешнеполитических вопросах, – подчеркивает эксперт. – Было неважно, кто придет: если республиканец Эйзенхауэр сменил демократа Трумэна, а после Эйзенхауэра пришел демократ Кеннеди, то государственный курс по большому счету не изменялся, не вызывал внутренних конфликтов». Но в последние десятилетия двухпартийная система, сохранив свою форму, превратилась в конфликтную среду – если вспомнить, как яростно демократы оппонировали Джорджу Бушу-младшему и какую критику у республиканцев вызывает политика Обамы.
«Достаточно вспомнить о недавнем скандале, когда во время бюджетного кризиса президент отправил в неоплачиваемый отпуск 800 тысяч госслужащих», – напоминает Дмитрий Поликанов. «Взаимодействие Конгресса и Белого дома по любым темам – например, по поводу ключевых вопросов, налогообложения и войны и мира, проходит очень сложно, тяжело и напряженно, – констатирует Межуев. – Не надо забывать и о трениях, которые возникают в самом Конгрессе – между сенатом, где большинство у демократов, и палатой представителей, где преобладают республиканцы».
Не больше «двух штук баксов» за спич
У каждого члена Конгресса есть свои привилегии. Как напоминает американское издание Echo, конституция позволяет Конгрессу самому определять размер жалованья для своих членов. С 2009 года такой заработок составляет 174 тысячи долларов в год. Сенаторы получают 193,4 тыс., спикер нижней палаты – 223,5 тыс., а спикер верхней (он же вице-президент страны) – 230,7 тыс. в год.
Среди привилегий есть и необычные. К примеру, с 1775 года действует так называемая привилегия Франклина – право бесплатно отправлять почту, используя свою подпись вместо почтовой марки (подпись от руки или же факсимиле). Впрочем, этой привилегией можно пользоваться только в отношении служебной корреспонденции. Также конгрессмены имеют бесплатный и полный доступ в Библиотеку Конгресса – одну из крупнейших в мире.
У конгрессменов, как выражаются американские журналисты, практически идеальное медицинское обслуживание. Как сотрудникам правительства им доступна одна из самых щедрых программ медицинского страхования в мире! Сенаторы могут выбрать 10 различных бесплатных программ в фешенебельных клиниках Вашингтона (потолок расходов по ним официально не публикуется).
Как пишет Los-Angeles Times, у каждого конгрессмена также есть доступ к собственной аптеке и выход на любого медицинского сотрудника в больнице, распложенной рядом с сенатом.
«Посторонние доходы» конгрессменов не должны превышать 15% от основного жалованья. Впрочем, следует подчеркнуть, что в понятие «посторонних доходов» не входит вознаграждение, полученное за оказанные лично услуги: авторские гонорары за творческие или художественные произведения, прибыль от продажи акций, если цена их соответствует обоснованным и справедливым рыночным размерам, доходы от семейных предприятий и дивиденды по акциям.
Гонорары при этом не должны превышать действующие к моменту заключения договоров общие расценки. За каждую речь или статью член Конгресса может получить не более двух тысяч долларов.
Приятные стороны Капитолийского холма
Как уточняет американский портал IVN (The Independent Voter Network), конгрессмены бесплатно ездят на служебных авто и пользуются правом бесплатной парковки. Правда, постоянно закрепленной за каждым машины с мигалкой у них нет. Парламентарии могут вызывать автомобиль по мере надобности. Причем больше всего в гараже Конгресса не отечественных «Крайслеров» и «Фордов», а японских «Тойот» с экологичным гибридным движком (самые популярные марки – Chevrolet Tahoe hybrid, Honda CR-V, Chrysler Town, Toyota Camry hybrid).
Конгрессменам также оплачиваются перелеты в любую точку мира. Они уходят в оплачиваемый месяц отпуска (в августе), бесплатно могут «качаться» в самом фешенебельном фитнес-центре города, хотя у них есть и свой – в Капитолии. Примечательно при этом, отмечает источник, что увидеть этот зал не разрешается ни обычным гражданам, ни репортерам.
Пенсия конгрессменам суммируется из так называемого престижного пенсионного плана 401k, согласно которому они, еще работая, могут вносить свои накопления без подоходного налога, а также полного пенсионного пособия, которое включает до 44% от их заработной платы. Если член Конгресса умирает, многие льготы переходят по наследству к его вдове. Правда, за медицинское обслуживание им уже приходится платить.
«Конгресс любит давать себе большие зарплаты и прекрасные льготы, но при этом жаловаться, что нет денег ни на что – и что правительство слишком громоздкое, – пишет портал. – Ни для кого не секрет, что правительство слишком громоздкое. И они сами способствуют этому: выделяют себе огромные, да еще двойные пенсионные пакеты и другие льготы под прикрытием «во благо народа», а потом сами же сокращают программы медицинского и социального обеспечения. Они говорят о сокращении государственных расходов, хотят заставить работников правительства брать неоплачиваемые отпуска, но сами не играют по тем же правилам».