Сразу стоит подчеркнуть, что санкции со стороны США без ответа в любом случае не останутся, это привычная международная практика. Если сам Владимир Путин, комментируя саму возможность санкций, дипломатично заметил, что ущерб будет взаимным, ибо в современном мире все взаимосвязано и все друг от друга зависят, то Смоленская площадь выразилась однозначно: ответ будет. «Придется отвечать – и не обязательно зеркально. Как всегда в подобных ситуациях, спровоцированных необдуманными и безответственными действиями Вашингтона, подчеркиваем: это – не наш выбор», – заявил официальный представитель МИД России Александр Лукашевич. Он также напомнил, что представители России «многократно – с фактами в руках и с правовыми выкладками» – объясняли американцам, почему их односторонние санкционные меры не вписываются в стандарты цивилизованных межгосударственных отношений.
Любой процесс, который может быть поддержан, должен обязательно опираться на ясно выраженное согласие всех регионов Украины
Уже известно, что в Совете Федерации разрабатывают законопроект, предусматривающий конфискацию имущества, активов и счетов европейских и американских компаний (включая частные) в случае применения санкций к России. Правом конфискации планируется наделить президента и правительство «для защиты суверенитета страны от покушений». Эксперты оценивают ущерб от такого шага в десятки миллиардов долларов. Как для США и/или ЕС, так и для самой России ввиду оттока инвестиций из ее экономики (а также возможных зеркальных мер).
В целом распоряжение Обамы заморозить «активы граждан России, имеющих отношение к дестабилизации ситуации на Украине» выглядит довольно странно. Как известно, российским чиновникам (как федеральным, так и муниципальным), депутатам и силовикам в принципе запрещено иметь счета и другие активы за рубежом. Сомнительно, что под предложенное Обамой определение может попасть сугубо частное лицо. Выходит, счета могут заморозить только у тех людей, кто не исполняет требования федерального закона РФ, то есть Обаме можно сказать спасибо.
Более того, нельзя исключать и того, что на это был определенный расчет: Владимир Путин проводит национализацию элит, и нет ничего плохого в том, что она произведется в том числе американскими руками. При этом стоит обратить внимание на тот факт, что Вашингтон не мог не знать о том, что держать активы за рубежом российским чиновникам запрещено, однако никак на наличие таких счетов раньше не реагировал. То есть фактически препятствовал курсу Путина на национализацию элит, а вот теперь, напротив, помогает претворить его в жизнь.
Другое дело, что суверенное государство просто не может не ответить на введение санкций. Это естественная и, по большому счету, автоматическая реакция на ущемление его прав.
Пока конкретных списков у Вашингтона нет, есть лишь поручение их составить (при этом уже известно, что Владимир Путин в список не попадет, такое, как уточнили в Госдепартаменте, возможно лишь «при необычных и чрезвычайных обстоятельствах»). «Но это все равно угроза, как и решение заморозить свою деятельность в «восьмерке», – подчеркнул со своей стороны глава МИД РФ Сергей Лавров после встречи с американским коллегой Джоном Керри. Лавров также признал, что у сторон нет окончательного понимания выхода из сложившейся ситуации. В частности, непонятно, что имеют в виду американцы, говоря о создании некого международного механизма по разрешению украинского кризиса. «Для нас самое главное, прежде всего – это уважать договоренности, достигнутые 21 февраля, прежде всего о конституционной реформе, создании правительства национального единства, проведении выборов уже после конституционной реформы. И второй важнейший аспект – любой процесс, который может быть поддержан, должен обязательно опираться на ясно выраженное согласие всех регионов Украины», – добавил глава МИД РФ.
Отметим, что параллельное накладывание визовых и экономических санкций на высокопоставленных чиновников является распространенной для Вашингтона практикой. Зачастую при этом всем американским компаниям (а равно – рядовым гражданам) запрещается иметь с данными людьми какие-либо экономические отношения. При этом к видимым (со стороны) политическим последствиям такая практика еще ни разу не приводила.
Самый близкий для нас пример – Белоруссия, где санкции коснулись почти всех высокопоставленных служащих и силовиков, вплоть до президента лично (Александру Лукашенко уже давно закрыты дороги как в США, так и в Европу). Официально объявленным основанием для отмены этих санкций является освобождение всех людей, признанных в США и ЕС политзаключенными.
Еще одним президентом, разделившим судьбу своего ближайшего политического и военного окружения по части индивидуальных санкций, является Башар Асад. Тут, пожалуй, ничего уточнять не нужно.
Аналогичные санкции наложены и на ряд чиновников, парламентариев и военных Венесуэлы (но не первой категории). Основания – предполагаемые связи с боевиками ультралевой повстанческой группировки «Революционные вооруженные силы Колумбии» (РВСК). У Венесуэлы с РВСК и впрямь особые отношения по множеству причин. Тут и симпатии ко всему левому, и затяжной конфликт с правительством Колумбии, и совместная борьба с ультраправыми группировками той же Колумбии, что периодически совершают вылазки в Венесуэлу.
Иран ввиду разработки ядерной программы под санкциями находится давно, но индивидуальные санкции против довольно короткого списка чиновников и силовиков Америка ввела только в 2010 году с формулировкой «за нарушение прав человека». Это была реакция на предельно жесткое подавление протестов, вызванных победой Махмуда Ахмадинежада на президентских выборах.
Под ограничениями находились и чиновники Мьянмы, впрочем, как и вся страна. Основания – нарушение прав человека и торговля с КНДР в обход международных одобренных Совбезом ООН ограничений. Сейчас это давление ослабло, более того, Мьянму даже посетил с визитом Барак Обама. Причина – не только дипломатические действия Москвы, выступавшей адвокатом бывшей Бирмы, но и курс на демократизацию и большую открытость, который взяло местное правительство.
Еще раз подчеркнем: индивидуальные санкции против чиновников не равнозначны экономическим санкциям против страны в целом. К примеру, чиновников Кубы эта участь избежала, но убытки Острова свободы ввиду многолетнего экономического давления огромны (без поддержки СССР раньше и Венесуэлы сейчас Куба бы попросту не выжила). Причем, несмотря на старания не только России и Китая, но также ООН и европейских стран, санкции эти действуют до сих пор, хотя и были ослаблены.
Есть и другие примеры «зажатых в угол» государств – от КНДР до Ирака времен войны в Персидском заливе. При этом по части накладывания индивидуальных санкций прослеживаются две тенденции. Во-первых, это касается лишь стран, отношения с которыми у США откровенно прохладные (к дружественным режимам Ближнего Востока подобное не применяется). Во-вторых, только тех стран, конфронтации с которыми США не боятся. К примеру, о санкциях в отношении китайских чиновников (несмотря на устную критику ситуации с правами человека, жестких действий в Тибете и Синдзянь-Уйгурском АО и расширения зоны ПВО на территорию Южной Кореи и Японии) ничего не известно.