В четверг с утра премьер-министр Ираклий Гарибашвили собрал министров, чтобы совместно разобраться в ситуации в стране после того, как «Свободные демократы» больше не находятся на постах руководителей министерств обороны, иностранных дел и по европейской и евроатлантической интеграции. Пока чаще всего возможным сменщиком экс-главы МИД Грузии Майи Панджикидзе называется известный дипломат Константин Залдастанишвили, он сейчас постпред страны при ОБСЕ. Облегчает дело «Грузинской мечте» то, что один из замов Панджикидзе – Давид Джалагания – решил продолжить работу по просьбе Гарибашвили. Также не все из 10 депутатов от СД покинут большинство в парламенте, как минимум двое останутся, и это тоже на руку коалиции. Но все же ей придется вести переговоры с независимыми депутатами, чтобы иметь твердое большинство в 150-местном парламенте.
Бидзина Иванишвили прилюдно назвал Ираклия Аласанию «коррумпированным» и предложил тому готовиться к судебным процессам
В четверг же премьер встретится с аккредитованными в Грузии дипломатами и подтвердит прозападный курс Грузии. В «Грузинской мечте» возмущены, что Аласания увязывает движение страны к Европе только с собой. «Это оскорбительно», – говорят представители «Грузинской мечты».
Газета «Алиа» 6 ноября оценила действия Аласании как «провокационные» и «авантюрные», написав, что он хотел вызвать кризис в парламенте и правительстве. «Холодным душем» стало для Аласании решение министра юстиции Теи Цулукиани остаться на посту, а ведь она пришла в политику через СД. Но она проявила государственный подход, отмечает издание. При этом Цулукиани заявила, что никто не мешает ей, да и всем остальным министрам, вести Грузию на Запад, что фактически дезавуировало слова Аласании о причине демарша. «Король голый», – резюмирует положение Аласании «Алиа». Кстати, участники последних заседаний политсовета «Грузинской мечты», в которых принял участие и Бидзина Иванишвили, кулуарно рассказали в четверг грузинским журналистам, что основатель коалиции прилюдно назвал Аласанию «коррумпированным» и предложил тому готовиться к судебным процессам.
Правящая коалиция «Грузинская мечта» переживает самый острый кризис после победы на выборах в парламент в 2012 году – после этой победы, напомним, Саакашвили по сути потерял власть, потому что его партия потерпела крупное поражение. Главный «герой» нынешнего скандала – теперь уже бывший министр обороны, лидер партии «Свободные демократы» Ираклий Аласания. Спустя всего несколько минут после решения премьер-министра Ираклия Гарибашвили сместить с Аласанию с поста тот уже выступал по телеканалу «Рустави-2».
В политическом пространстве Грузии есть ниша, которую может занять Аласания, используя свой имидж и обширные связи за рубежом. Полагаю, что Запад будет критиковать «Грузинскую мечту» за «потерю» Аласании
«Все, что сейчас происходит в Грузии, на руку только России, которая оккупировала 20 процентов нашей территории. НАТО начинает рассмотрение пакета предложений, принятого для Грузии на саммите в сентябре в Уэльсе. Поэтому последние события наносят ущерб нашей армии, имиджу всей страны», – разглагольствовал Аласания.
В знак солидарности с Аласанией в отставку подали и представители его партии – глава МИДа Майя Панджикидзе и госминистр по европейской и евроатлантической интеграции Алекси Петриашвили. В среду же «Свободные демократы» покинули правящую в Грузии коалицию. Это произошло по итогам заседания политического совета «Грузинской мечты», в котором принял участие ее создатель, экс-премьер-министр Бидзина Иванишвили, дистанцировавшийся от политических процессов в течение года после собственной добровольной отставки.
А до того Аласания, Панджикидзе и Петриашвили дружно заявляли о подоплеке демарша: по их словам, это проблема политической ориентации. Как утверждают отставники, Грузия стоит перед опасностью сворачивания с курса на западные ценности и идеалы. Но насколько эти заявления искренни? Ведь на самом деле скандал начался с расследования главной прокуратурой дел о коррупции в министерстве обороны и массового отравления военных.
Премьер Гарибашвили специально перед заседанием политсовета провел брифинг, подчеркнув, что «европейский и евроатлантический курс Грузии остается неизменным, так как это воля всего народа Грузии». Гарибашвили назвал заявления «Свободных демократов» «безответственными и антигосударственными» и усмотрел в них «признаки саботажа». Премьер пообещал, что следствие против провинившихся чиновников военного ведомства – а задержано 11 работников, включая троих руководителей департаментов – будет доведено до конца.
Заявление премьер-министра свидетельствует о том, что изменения на грузинском политическом ландшафте для отношений России и Грузии мало что значат, по крайней мере пока. Опрошенные газетой ВЗГЛЯД представители «Грузинской мечты» говорили, что заинтересованы в развитии и углублении контактов с Россией на торгово-экономическом, гуманитарном направлениях, однако это не означает смены внешнеполитического вектора. В частности, зампред правительства, министр энергетики Каха Каладзе говорил о хорошем сотрудничестве энергетиков двух стран, о том, что экономику в контактах с Россией удалось отделить от политики. Он подчеркнул, что «Грузинская мечта» имеет совершенно иную риторику по отношению к Москве, в отличие от прежних властей Грузии. При этом до решения «проблем Абхазии и Южной Осетии» восстанавливать дипломатические отношения с Россией Грузия не собирается.
Итак, пока в коалиции «Грузинская мечта» остается одноименная партия, а также республиканцы, консерваторы, «Народный форум» и движение «Промышленность спасет Грузию». Но теперь ГМ будет очень сложно собирать в парламенте большинство. А для Аласании и его партнеров начинается новый политический этап, скорее всего, уже в оппозиции. Что это значит для грузинской политики?
«Ничего внешнеполитическому курсу Грузии не угрожает, я не согласен с Аласанией, который так трактовал задержания чинов военного ведомства, – заявил газете ВЗГЛЯД глава грузинского Института стратегии управления Петрэ Мамрадзе. – Эти заявления – блеф и популизм. В чем Аласания прав, так это в том, что от него пожелали избавиться как от серьезного политического конкурента. Кроме того, Гарибашвили пытается управлять страной как собственной корпорацией. Часть политического спектра этому сопротивляется, и это для грузинской демократии хорошо».
«Когда Аласания заявляет, что прозападный вектор Грузии будто бы зависит только от него одного, это политический шантаж, – заявила газете ВЗГЛЯД экс-председатель парламента Нино Бурджанадзе. – Аласания словно хочет перехватить у Саакашвили антироссийское знамя, показать Западу, что он борец против «российских интересов».
К слову, в партии Саакашвили «Единое национальное движение» уже намекнули на готовность к сотрудничеству с Аласанией. Но бывший министр обороны заявил, что «этого не будет ни в коем случае, между нами фундаментальные различия, в том числе по вопросам их методов правления».
Политолог Арчил Гамзардиа считает, что «Аласания постарается эффектно использовать свою отставку, а рейтинг властей снизится». Вместе с тем Гамзардиа напоминает, что Аласания за последние годы не впервые порывает с политическими партнерами, так как «рвется в лидеры». «Сейчас же в политическом пространстве Грузии есть ниша, которую может занять Аласания, используя свой имидж и обширные связи за рубежом. Полагаю, что Запад будет критиковать «Грузинскую мечту» за «потерю» Аласании», – говорит аналитик.
Действительно, США уже озаботились происходящим. Посол Соединенных Штатов в Грузии Ричард Норланд в среду провел встречи как с Гарибашвили, так и с Аласанией. Глава дипмиссии призвал грузинские власти не использовать правоохранительные органы в политических целях.
«Мало хорошего для имиджа страны и непосредственно для армии, когда с таким скандалом меняется министр обороны, – заявил газете ВЗГЛЯД главный редактор военного журнала «Арсенали» Ираклий Аладашвили. – Но в нынешней ситуации противостояния Гарибашвили и Аласании, видимо, лучше было премьеру иметь на посту главы военного ведомства человека из своей команды».