Президент США Барак Обама, недавно вернувшийся из отпуска в Белый дом, выступил по поводу новых трагических событий в арабском мире: кровопролитных столкновений в Египте и применения химического оружия в Сирии.
Случается, что люди призывают к немедленным действиям, идут на решительные меры, это кончается плохо
Большую часть своего интервью, данного телеканалу CNN, Обама посвятил ситуации в Сирии. Обама предположил, что власти Сирии не станут сотрудничать с международным сообществом в расследовании сообщений о применении боевого газа в одном из пригородов Дамаска. Напомним, там, в оазисе Гута, по данным оппозиции, в ночь на среду в результате химической атаки правительственных войск погибли около 1,3 тыс. человек.
Газовая атака парализовала Обаму
В отличие от своих союзников, президент США не стал напрямую обвинять режим Башара Асада в применении боевого газа, пояснив, что Вашингтон продолжает собирать информацию об инциденте. «То, что мы видели, показывает, что речь идет о значительном событии, которое вызывает серьезное беспокойство», – обтекаемо заявил президент.
Обама также признал, что его прежние ожидания быстро урегулировать сирийский конфликт оказались тщетными. Он лишь пообещал, что США делают все возможное для ухода Башара Асада с поста президента, но только, оговорился Обама, в рамках международного права.
Напомним, ровно год назад Обама угрожал, что использование в полном объеме химического оружия в Сирии станет «красной чертой» для США, после которой Вашингтон может отказаться от политики невмешательства. Некоторые наблюдатели тогда расценили эти слова как заявление о готовности начать вооруженную интервенцию.
Однако теперь хозяин Белого дома высказался против вмешательства в ситуацию в Сирии без мандата ООН. «Если США соберутся атаковать другую страну без мандата ООН и без предоставления убедительных доказательств, возникает вопрос, могут ли (такие действия) быть одобрены международным законодательством», – заявил он.
Обама отметил, что конфликт в Сирии затрагивает ключевые интересы США, в частности сферу нераспространения оружия массового поражения, безопасность союзников и защиту американских баз в регионе. Но добавил, что от него как от президента ожидают, что он будет «действовать в соответствии с нашими долгосрочными национальными интересами».
«Случается, что люди призывают к немедленным действиям, идут на решительные меры, и это кончается плохо, мы попадаем в трудную ситуацию. В результате мы оказываемся втянутыми в очень затратные, дорогостоящие интервенции», – сказал Обама.
Отметим, что совсем иначе на ситуацию смотрят в Евросоюзе. Накануне глава МИД Франции Лоран Фабиус заявил, что «если Совбез ООН не может принять решение по Сирии, то такие решения будут приниматься иным путем». Он пояснил, что в случае подтверждения информации об использовании химоружия потребуются «силовые действия».
Угроза Фабиуса прозвучала после экстренного заседания Совбеза, на котором рассматривался проект обращения к властям Сирии с требованием предоставить инспекторам ООН доступ к оазису Гута, расположенному к востоку от Дамаска.
Тонкая красная линия
Экспертов не удивляет нерешительность Обамы по поводу Сирии, по их мнению, после громких прошлогодних заявлений президента США картина там существенно изменилась.
«Одно дело, провозглашая «красную черту», просто угрожать интервенцией, совсем другое – втягиваться в дорогостоящий конфликт, требующий серьезных финансовых затрат. Может быть, год назад ситуация была выгоднее для США с точки зрения возможного вмешательства в конфликт. Сейчас ситуация изменилась в пользу Башара Асада. И пока не осуществлен вывод войск из Афганистана, США невыгодно использовать собственные силы для этого», – сказал газете ВЗГЛЯД старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Владимир Сотников.
По мнению Сотникова, в коридорах власти в Вашингтоне даже среди консерваторов усилились страхи в связи с Сирией. Там опасаются, что на смену Асаду придут еще более опасные для США силы, в том числе «Аль-Каида*».
«Консервативные силы не хотят принимать на себя ответственность за возможный распад предсказуемой асадовской Сирии на непредсказуемые мелкие исламские халифаты и эмираты», – пояснил арабист.
Но пока, по мнению эксперта, Вашингтон не готов признать тот факт, что «Аль-Каида» стала основой «повстанческого» движения в Сирии и в регионе может появиться второй после Ирака очаг фундаментализма. «Еще не подошел тот эпохальный момент признания американской внешней политикой того, что все может закончиться совсем не так, как представлял себе президент Обама», – не без иронии заметил эксперт.
Отметим, что в пятницу телеканал «Евроньюс» подтвердил, что в Сирии воюют наемники, обученными американцами и иорданцами. Впрочем, данные об этом, как писала газета ВЗГЛЯД, появлялись и раньше. Как сообщили французские журналисты, накануне на юг Сирии через иорданскую границу прибыли два отряда, в общей сложности 550 человек, обученных западными инструкторами и снабженных оружием российских и советских образцов. Командование ими осуществляется с территории Хашимитского королевства.
Подобные публикации о боевиках-добровольцах не случайно появились в канун пятничного выступления Обамы, полагает эксперт.
«Вполне возможно, что это пиар-ход накануне выступления американского президента. Трудно сказать, зачем он был сделан. С одной стороны, это может быть попыткой дезавуировать заявления Обамы, попыткой показать, что США все еще имеют планы вторжения. С другой стороны, это может оправдывать финансирование такого рода операций, поскольку обучение и подготовка повстанцев требуют денег, а санкциями такого рода занимается Конгресс США», – заявил Сотников.
«Всегда был для США ключевой страной»
В своем интервью Обама коснулся и недавних уличных боев в Каире. По словам президента, Америка сейчас «анализирует отношения с Египтом», но в любом случае отношения уже испорчены. «Нет сомнения, что мы не можем вернуться к обычному сотрудничеству, учитывая то, что случилось», – заявил Обама. Как известно, США ежегодно направляли Египту помощь на 1,5 млрд долларов. Основную ее часть составляли поставки вооружений.
По мнению Сотникова, Обама поспешил с заявлением о том, что отношения двух стран уже никогда не восстановятся. Скажем, укрепление их вполне реально, если новым лидером Египта станет политик из окружения экс-президента Хосни Мубарака, давнего союзника США.
«Я не исключаю возможности того, что Амр Мусса или какой-либо другой политик из команды Мубарака придет к власти в Египте. Есть определенные силы в Египте, которые могут поддержать их, – сказал Сотников. – Исходя из этого, я бы сказал, что сейчас ситуация сложная, но когда страна вернется из хаоса к относительной стабильности и восторжествуют демократические принципы, то отношения станут другими. Египет всегда был для США, исключая период правления Абдель Насера, ключевой страной, играющей большую роль в ближневосточном регулировании».
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ