Как и было обещано, Евросоюз потребовал от США объяснений в связи с сообщениями о сборе американскими спецслужбами информации о телефонных звонках и интернет-активности граждан. Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на агентство «Франс Пресс».
Программы типа PRISM могут ущемлять основополагающие права европейцев
Еврокомиссар по вопросам юстиции Вивиан Рединг еще в понедельник направила генпрокурору США Эрику Холдеру письмо. В нем содержится просьба предоставить информацию «по программе PRISM и другим американским программам, касающимся сбора и поиска данных, а также о законах, которые разрешают реализацию таких программ».
ЕС требует «быстрых и конкретных» ответов на следующие вопросы: касаются ли эти программы только американских резидентов или иностранных и европейских граждан, ведется ли сбор информации по конкретным случаям и на основании каких критериев. В письме также отмечается, что программы типа PRISM могут ущемлять основополагающие права европейцев.
Накануне европейский комиссар по здравоохранению Тонио Борг заявил, что ЕС желает видеть «четкое стремление» США уважать права людей в том, что касается неприкосновенности личной информации. По словам чиновника, ЕС необходима ясность в том, как власти США собирали информацию: были ли это расширенные сведения или данные касались каких-то определенных людей.
На прошлой неделе, опираясь на полученную информацию от бывшего сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена, Guardian и Washington Post сообщили, что американские спецслужбы получили доступ к данным о миллионах телефонных звонков, а также к серверам крупнейших интернет-компаний.
Первая информация о деятельности спецслужб США появилась в среду. В частности, газета Guardian сообщила, что тайный суд США распорядился, чтобы телефонная компания Verizon передала данные о миллионах звонков Национальному агентству безопасности США.
Затем газета Washington Post написала, что американские спецслужбы имеют прямой доступ к серверам девяти крупнейших интернет-компаний, включая Facebook*, Google, Microsoft и Yahoo. По сведениям издания, секретная программа спецслужб носит название PRISM.
Все американские интернет-компании отрицают передачу данных своих серверов американскому правительству.
Предположительно, программа PRISM позволяет ФБР и Национальному агентству безопасности получать доступ к электронной почте, переписке в веб-чатах и другим коммуникациям. Данные используются для обнаружения иностранных граждан, которых подозревают в террористической деятельности и шпионаже.
В субботу глава Национальной разведки США Джеймс Клэппер признал, что власти страны действительно получают данные о пользователях интернет-компаний. Однако, как утверждает Клэппер, это касается только пользователей, не являющихся американцами.
Тайна телефонных разговоров защищена четвертой поправкой к Конституции США, которая запрещает необоснованную слежку. Однако, напоминает BBC, это ограничение не распространяется на информацию, которой обладает третья сторона – в частности, телефонная компания. То есть данные о времени и длительности телефонных разговоров могут отслеживаться американскими властями.
С защитой программы слежки выступил даже президент Барак Обама, заявив, что она представляет собой незначительное вмешательство в частную жизнь, необходимое для защиты граждан от нападений террористов. «Никто не слушает ваши телефонные разговоры», – заверил глава государства, попутно напомнив, что программа была одобрена Конгрессом.
Местонахождение главного организатора утечки секретных разведданных – бывшего сотрудника технических служб ЦРУ Эдварда Сноудена – в настоящий момент неизвестно. Сообщалось, что 20 мая он прибыл в Гонконг, а 10 июня исчез из отеля. Позже появились сообщения, что он может попросить политического убежища в Исландии.
В среду министр иностранных дел России Сергей Лавров не исключил, что Сноуден получит убежище в России. При этом он подчеркнул, что не знает, есть ли такое заявление от бывшего сотрудника ЦРУ. «Я не слышал о том, что был формальный запрос от Сноудена. Если он поступит, мы его рассмотрим», – сказал Лавров.
Отвечая на вопрос, каким может быть решение по такому обращению, министр отметил, что не собирается гадать, пока нет запроса.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ