Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен на слушаниях в комитете Европарламента по внешней политике и безопасности на этой неделе призвал ЕС увеличить расходы на оборону, чтобы стать «международным игроком, а не болельщиком».
Ведь если НАТО распадется, каждому государству придется самому защищать себя, а это гораздо дороже, чем иметь общую армию
В противном случае, указал генсек, разговоры об усилении военных возможностей Евросоюза останутся «простым сотрясением воздуха». «Нам необходимо лучше и в более полном объеме поддерживать наших союзников в США», – заявил Расмуссен.
Как передает ИТАР-ТАСС, генсек призвал европейцев «не зацикливаться на бюджетных проблемах». «Мы обязаны обеспечить наших граждан и налогоплательщиков самой надежной безопасностью, какую только можно купить за деньги», – сказал он.
Расмуссен фактически слово в слово повторил претензии Вашингтона к евросоюзникам, от которых тот добивается повышения расходов на оборону. За последние 25 лет военные бюджеты стран ЕС сократились более чем вдвое. По словам Расмуссена, Англия и Франция гордятся операциями в Ливии и Мали, хотя они выявили скорее слабость Европы, чем ее силу.
Впрочем, как известно, Вашингтон и сам столкнулся с нехваткой денег и вынужден сократить бюджет Пентагона. Военные расходы США упали на 6%, составив в этом году 682 млрд долларов. Как напоминает The New York Times, если для войны в Ливии два года назад Соединенные Штаты поставляли боеприпасы и зенитные ракеты, а на помощь союзникам отправляли беспилотники, истребители, самолеты-заправщики, то в Мали их помощь была заметно скромнее: только беспилотники, транспортные самолеты и самолеты-заправщики.
Причем эксперты сомневаются, что Англия и Франция потянули бы теперь или даже в ближайшие пару лет участие еще хотя бы в одной подобной операции. Обе страны изо всех сил пытаются сохранить свои силы ядерного сдерживания, а также современные вооруженные силы. Ситуация в Великобритании настолько плоха, что американские политики призывают Лондон даже отказаться от средств ядерного сдерживания, обслуживание которых обходится крайне дорого.
Минимум два года без интервенций
Как отмечает газета, НАТО выводит свои войска из Афганистана после долгой и утомительной войны с сомнительными результатами. После Афганистана, учитывая то, что сейчас европейцы заняты своими проблемами, а угроза со стороны России все более считается надуманной, многие задаются вопросом о наличии реальной пользы альянсу.
Как заявил изданию высокопоставленный американский государственный деятель, Вашингтон стремится к партнерству на Ближнем Востоке и в Азии, так как «решение Европы о сокращении расходов на оборону все более означает, что она не может позаботиться о себе, а значит, не может быть ценным партнером».
Декан Школы международной службы Американского университета в Вашингтоне Джеймс Голдгейер предупреждает, что альянсу предстоит тщательно продумать свои действия на случай, если его европейские члены больше не захотят воевать за рубежом. «Если НАТО не будет действовать вовне, то ему будет совершенно нечего делать, – сказал он. – Он уже не может апеллировать к угрозе со стороны России, потому что это нереальная угроза».
Издание напоминает, что еще в 2002 году была разработана концепция сил быстрого реагирования НАТО, состоящих из сухопутной, военно-морской, десантной оперативных групп, а также группы надводных сил и сил специального назначения. Численный состав сил быстрого реагирования НАТО – свыше 20 тыс. военных. Но он никогда не был использован, за исключением повышения безопасности Олимпийских игр в Афинах и выборов в Афганистане в 2004 году.
В то же время личный состав сил быстрого реагирования Евросоюза под названием «Еврокорпус», задуманный в 1999 году, должен был составить 60 тыс. человек. Но впоследствии от этой идеи отказались, взамен были сформированы совместные части всего лишь в 1,5–2,5 тыс. военных.
Последний довод королей
Как напоминают эксперты, за исключением Великобритании, Германии и Франции, почти никто в НАТО не выполняет своих обязательств держать военные бюджеты на уровне 2% от ВВП. Расходы на оборону в Евросоюзе в среднем составляют 1,6% национального ВВП по сравнению с 5% у США. В 2011 году страны ЕС суммарно потратили на оборону порядка 180 млрд евро. Пять лет назад сумма составляла более 200 млрд.
Как писала газета ВЗГЛЯД, Лондон предполагает к 2015 году урезать свои военные расходы на 8% по сравнению с текущими, это будет означать сокращение личного состава на 42 тыс. человек.
Еще в 2008 году Франция провозгласила новую доктрину национальной безопасности, в соответствии с которой к 2015 году в ее ВС будут сокращены 54 тыс. гражданских и военных специалистов. Основная часть сокращений придется на ВВС. В этом году Париж планирует снизить свой военный бюджет на 3%.
Соседняя Испания с 2008 года три раза сокращала свой военный бюджет. За последние четыре года он был урезан на четверть и составляет теперь 6,3 млрд евро. Из-за этого пришлось отказаться от закупок некоторых видов вооружений. В 2011–2012 годах численность ВС была сокращена на 7%. Для сокращения расходов в королевстве подготовлен план по реорганизации вооруженных сил на 13 лет вперед.
#{smallinfographicleft=500883}Нидерланды к концу 2015 года намерены уменьшить свой военный бюджет на 13% по сравнению с текущим. В результате из королевских ВС демобилизуются 12,3 тыс. человек. За последний год Германия сократила свои военные расходы примерно на 10 млрд долларов. В результате численность бундесвера упадет до 180 тыс. человек. 20 лет назад только в ее сухопутных войсках служило в два раза больше военных.
В 2010 году Италия сократила бюджет МО на 10%. Как заявляют представители руководства страны, в этом году дополнительно урезаны военные расходы.
Арсеналы просят ассигнований
В результате структура ВС этих стран претерпит существенные изменения. Французская, немецкая и итальянская армии сохранят в своем составе только несколько укрупненных бригад, которые будут находиться в состоянии ограниченной боеготовности. В голландской армии каждый из трех видов будет сокращен до размеров одной бригады.
Научный директор Германо-российского форума Александр Рар напомнил газете ВЗГЛЯД, что Рассмусен и раньше тщетно призывал членов ЕС повысить свои взносы в бюджет НАТО, однако на фоне обостряющегося финансового кризиса эти призывы тем более никто не услышит.
«Не секрет, что ливийская война и война в Мали показали, что американцы не намерены вмешиваться в события на севере Африки. Война в Афганистане для американцев – это своего рода последняя война вообще этом регионе. У них теперь другие приоритеты. Зоной их особого внимания теперь стал Корейский полуостров, Южно-Китайское море», – сказал политолог.
По словам Рара, вместе с тем США по-прежнему внимательно будут отслеживать политический ландшафт на Ближнем Востоке, избегая тут лишних расходов. «Одновременно они предоставят европейцам самим решать вопросы по Северной Африке. Поэтому США требуют от своих союзников не только моральной поддержки, но финансирования собственных операций. Это новая история развития НАТО после окончания холодной войны», – пояснил Рар.
По мнению эксперта, в НАТО убедились, что прямое вмешательство в гражданские войны не приводит к желаемым результатам. «Война между асадовскими войсками и его оппонентами продолжается, что напрямую провоцирует Запад вступить в конфликт, европейские страны сейчас не вмешаются», – полагает эксперт.
Если народ не хочет кормить свою армию
Как напомнил Рар, некоторые европейские политики считают, что происходящее на Ближнем Востоке никак не коснется Евросоюза. «Мы наблюдаем сокращение финансирования. Не стоит увеличивать расходы на армию. В Германии армия разоружается, бундесвера практически уже нет», – отметил политолог.
Хотя, оговорился Рар, на самом деле обстановка в мире достаточно напряженная. ЕС должен понимать, что прошли спокойные времена. «Появляются новые полюсы влияния, есть напряжение на Ближнем Востоке... У США достаточно сильные аналитические центры, и они прекрасно осознают масштабы глобальных кризисов и грядущих перемен. Они требуют от Европы самостоятельно искать средства и усиливать НАТО, поскольку еще очень много конфликтов впереди», – пояснил политолог.
Рар не берется предсказать, что будет происходить с военными бюджетами Испании, Италии, Греции и других «кризисных» стран Южной Европы. «В принципе, средства нужны на оборонительные нужды, а не на наступательные. Ведь если НАТО распадется, каждому государству придется самому защищать себя, а это гораздо дороже, чем иметь общую армию», – подытожил Рар.