Во вторник президент Афганистана Хамид Карзай заявил немецкой газете Sueddeutsche Zeitung, что лидер талибов мулла Мохаммад Омар может баллотироваться на пост президента на выборах через год. Карзай обещает не участвовать в этих выборах, потому что находится на посту главы государства второй срок, а идти на третий срок не велит местная конституция.
Талибы меньше всех сейчас расстроены. Они считают, что афганская армия не сможет им противостоять после ухода американцев
Карзай добавил, что конституция действует для всех афганцев и «Талибан*» также должен извлечь из этого выгоду». По его словам, власти уже поддерживают «спорадические контакты» с «талибами». На вопрос о том, может ли и мулла Омар претендовать на пост президента, Карзай ответил: «Он может стать кандидатом в президенты и дать афганцам возможность проголосовать за или против него».
Мулла Омар уже не первое десятилетие слывет духовным вождем «Талибана». В 1996–2001 годах он контролировал большую часть страны, возглавляя так называемый исламский эмират Афганистан. После терактов 11 сентября американские и пакистанские спецслужбы пытались выследить Омара, как и его главного соратника – главаря «Аль-Каиды*» Усаму бен Ладена. За информацию о его местонахождении обещали 25 млн долларов.
Сразу после гибели бен Ладена в мае 2011 года даже сообщали, что Омар тоже убит, однако талибы опровергли эту информацию. Предположительно, он до сих пор скрывается в Пакистане. Впрочем, после убийства бен Ладена наблюдатели предположили, что теперь американцы попытаются достичь примирения с талибами, поскольку собственно афганцев США своим врагом не считали.
Мулла Омар (Фото: nctc.gov) |
Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Георгий Мирский сомневается, что идея Карзая будет реализована, поскольку мулла Омар вряд ли пойдет на демократические выборы, когда у него есть все шансы вернуть власть военным путем.
Как напоминает Мирский, исламисты и фундаменталисты всегда выступали против выборов, считая демократию западной выдумкой, «поскольку Аллах уже установил законы». «Теоретически талибы должны быть против выборов, но на самом деле, если нужно, они могут пойти на них, если почувствуют, что способны одержать победу», – сказал Мирский газете ВЗГЛЯД.
Эксперт напомнил, что Омар «очень много насолил американцам», когда после терактов 11 сентября, будучи главой исламского эмирата в Афганистане, отказал американцам в выдаче Усамы бен Ладена, после чего президент США Джордж Буш-младший принял решение о вторжении в Афганистан.
«Заявление Карзая показывает, до какой степени взаимного недоверия и озлобленности дошли его отношения с американцами», – отметил политолог, напомнив, что ранее президент Афганистана сам обвинял США в том, что те за его спиной ведут секретные переговоры с талибами.
Теперь, по словам Мирского, американцы могут обвинить и самого Карзая в том, что он позволяет «Талибану» влиять на политику. «Талибы меньше всех сейчас расстроены. Они считают, что афганская армия не сможет им противостоять после ухода американцев. Если Кабул они не возьмут, то значительные части страны отвоюют обратно», – предполагает эксперт.
Однако Мирский напомнил про живущих на севере страны таджиков и узбеков – представителей так называемого Северного альянса, который «Талибан» так и не смог победить в 90-е годы в ходе гражданской войны.
«Таджики и узбеки ни за что не согласятся на создание государства во главе с талибами (пуштунами). А куда девать тех, кто сейчас на стороне Карзая? Они законно могут опасаться, что если талибы вернутся к власти, то в лучшем случае им удастся убежать в Пакистан, повторив то, что в свое время сделали талибы, когда бежали от американских войск», – отметил политолог.
Добавим, что во время своего двухдневного визита в Доху, который завершился накануне, Карзай на переговорах с эмиром Катара шейхом Хамадом бен Халифой аль-Тани открыто объявил об изменении политики Кабула в отношении «Талибана». Он официально разрешил Катару открыть миссию движения в столице эмирата Дохе. Отметим, что еще недавно Кабул вел беспощадную войну с талибами. В этой войне Карзай пострадал и лично. Талибы не раз устраивали на него покушения, а летом 2011 года от рук смертника в собственном доме в Кандагаре погиб младший брат главы государства Ахмад Вали Карзай.
Консультации Карзая в Дохе представитель МИД Афганистана Джанан Мосазай назвал попыткой сдвинуть переговоры с талибами с мертвой точки. По его словам, Карзай намерен, однако, сохранить за собой главную роль в урегулировании, одновременно заручившись поддержкой Катара и Пакистана, которые способны влиять на руководство «Талибана».
Взамен от «Талибана» Кабул требует отказаться от связей с «Аль-Каидой» и прекратить вооруженное сопротивление. Кроме Пакистана, свое согласие на открытие миссии талибов еще несколько месяцев назад дали и США. Эта миссия, по их замыслу, может стать площадкой для мирных переговоров со вчерашним противником.
Однако сами талибы по-прежнему отказываются от диалога с Карзаем, указывая на то, что вопрос об открытии своего филиала решают напрямую с правительством Катара. Об этом заявил представитель «Талибана» Забиулла Муджахид. По его словам, талибы будут договариваться о будущем Афганистана с третьими странами и не собираются вести переговоры с «марионеточным режимом» в Кабуле.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ