В мире

4 декабря 2013, 08:57

Маршал Ким решил править без дяди

Фото: Reuters

Ким Чен Ын, руководитель самой закрытой страны мира – Северной Кореи – отправил в отставку своего заместителя по Государственному комитету обороны и собственного дядю Чан Сон Тхэка. Означает ли поступок 31-летнего маршала освобождение от семейного диктата или же начало потрясений в северокорейской элите?

Власть всегда тайна. Так называемые демократические страны, вроде Швеции или Англии, гордятся прозрачностью своих органов власти – вот парламент, вот публичные институты, вот премьер-министр на велосипеде едет, а вот уволили министра за подозрения во взятке. Фотографии детей и собак, трансляция личной жизни в Твиттере, а вот и друг министра, то бишь муж – ну и что, что одного с ним пола, у нас же все равны.

Но попробуйте разобраться в том, как, кем и почему принимаются реальные решения по принципиальным вопросам, и вы увидите, что люди с министерскими портфелями – это просто марионетки, причем очень часто в руках тех, кто даже не живет в их стране. Глобализация и создание наднациональных структур (как явных, так и незаметных) приводит к тому, что все большее количество стран обладают лишь формальным суверенитетом – не только из-за финансовой и оборонной зависимости, но и вследствие того, что их элиты вписаны в мировую элиту (конечно, не на правах полноправных членов клуба, а скорее официантов или поваров).

Молодой маршал уволил старого генерала – за два года, что Ким находится у власти, он просто перестал нуждаться в опекуне

Но формально открытость – полная, все нараспашку. Не только собственные граждане, но и зарубежные аналитики подробно обсуждают, кто и куда баллотируется, кто какой пост в итоге получит. Даже элиты таких полностью суверенных держав, как Россия или Китай, не свободны от присутствия людей, несамостоятельных в своих действиях. Но есть одна страна в мире, где ни один человек из элиты не вписан ни в какие наднациональные структуры. И где информация о движении руководящих кадров и их личной жизни настолько закрыта, что до момента официального объявления вовне не просачивается вообще ничего. Это Северная Корея.

На днях во власти КНДР, по некоторым данным, произошло важнейшее, с точки зрения иностранных наблюдателей, событие – племянник отстранил дядю. То есть высший руководитель Ким Чен Ын уволил своего заместителя по Государственному комитету обороны Чан Сон Тхэка. Пока что официального подтверждения этого нет – сообщения идут от южнокорейской разведки, но в этот раз, в отличие от многих других подобных слухов, мы имеем дело с информацией, очень похожей на правду.

Последний раз северокорейские агентства упоминали про Чана 6 ноября, когда он встречался с японской делегацией, а вместе с Ким Чен Ыном, регулярно совершающим инспекционные поездки по стране, его не видели уже почти два месяца. По информации южнокорейцев, в прошлом месяце среди расстрелянных за коррупцию были два чиновника из административного департамента (иначе говоря – орготдела) ЦК Трудовой партии Кореи, который возглавляет Чан.

Официальной информации об опале и отставке члена Политбюро ЦК ТПК пока не поступало, но если она появится, это действительно станет серьезнейшим изменением в северокорейской власти с 2011 года, когда умер любимый руководитель Ким Чен Ир – второй представитель династии Кимов – и руководство перешло к его 29-летнему сыну Ким Чен Ыну.

Династия Кимов, правящая Северной Кореей уже почти 70 лет, – уникальное явление в современном мире. Она сохранилась у власти, вопреки прогнозам аналитиков и тяжелейшим экономическим трудностям. Самим фактом своего существования она бросает вызов всем законам глобализации, ведь КНДР вовсе не Богом забытое место, до которого нет дела никому из мировых игроков: она расположена на стыке армий трех крупнейших мировых держав – с юга, на территории Южной Кореи, расположились войска США, а на севере – Китая и России (и именно Корею считают одним из самых вероятных мест военного конфликта США и КНР). Корея – последняя страна, разделенная в ходе противостояния США и СССР и так и не воссоединившаяся. Тот факт, что КНДР сумела сохранить свою полную самостоятельность – а даже в 60-70 годы она не была марионеткой ни КНР, ни СССР ни в идеологическом, ни в политическом смысле – заслуживает как минимум уважения. Бедность, которой тыкают в глаза северокорейцам все кому не лень, милитаризация и прочие «страшилки», вполне вероятно, окажутся на весах истории не самой большой ценой за сохранение тех национальных черт, которые стремительно утрачивают их гораздо более успешные в экономическом плане южные соседи.

Возникновение коммунистической монархии в Корее кажется странным лишь для иностранцев. Последнего корейского императора лишили его титула во время японской оккупации сто лет назад, а сама страна присоединена к Японии. И когда Север Кореи в 1945 году освободили советские войска, во главе страны встал бывший партизан 33-летний Ким Ир Сен. Несмотря на то, что у Кима было звание капитана советской армии, а наши советники помогали создавать институты власти и экономику, быть чьим-либо сателлитом Ким не хотел – жестокая японская колонизация лишь закалила стремление корейцев к восстановлению национальной власти, и Ким не для того воевал с японцами, чтобы допустить даже возможность советского или китайского идеологического или кадрового влияния. Всего за десять лет он сумел избавиться от преобладавших в руководстве представителей фракций «советских» и «китайских» корейцев. И начал строить социализм по-чучхейски – то есть с опорой на собственные силы.

Долгое время у него это хорошо получалось – настолько успешно, что КНДР даже стала одним из важных поставщиков оружия в страны Африки, в том числе и тем партизанам, что боролись за независимость. Хотя в 70-е годы КНДР стала отставать от Южной Кореи и по темпам развития и по уровню жизни, настоящие проблемы начались в 90-е годы. Крах СССР привел к свертыванию двусторонней торговли и поставок энергоресурсов, несколько неурожайных лет усугубили ситуацию. А тут еще и американцы, с которыми у КНДР никогда не было дипломатических отношений, развернули массированную кампанию давления на Пхеньян, требуя прекращения ядерной программы.

Но Ким Ир Сен не сдался – он уже видел, что происходит с Югославией, и понимал, что только ядерное оружие (особенно в условиях краха СССР и вовсю разворачивавшихся экономических реформ в Китае) способно гарантировать его стране будущее без американцев, которым в Пхеньяне никогда не простят того, что они помешали военным путем воссоединить Корею в 1950 году. Ким Ир Сен, умерший в 1994-м, незадолго до смерти встречался с Джимом Картером, бывшим американским президентом, приезжавшим в Пхеньян уламывать великого вождя отказаться от ядерной программы (кстати, КНДР вообще единственная страна в мире, чьи руководители никогда не были в США – при этом бывшие американские президенты приезжают «на поклон»: после Картера был еще и Клинтон, вызволявший нелегально проникших в Северную Корею «журналистов»).

Ким не уступил – и уже его сын, Ким Чен Ир, наблюдая за тем, как США громят Ирак и Афганистан, мог убедиться в том, насколько оправдана была политика ядерного суверенитета. Не говоря уже о том, что развитие ракетной программы позволило КНДР в прошлом году запустить свой спутник и стать десятой космической державой в мире.

Поэтому на все истерики, периодически устраиваемые американцами по проблеме корейской атомной бомбы, а также баллистических ракет, в Пхеньяне отвечают спокойно. А иногда даже и агрессивно, хотя недавний кризис, связанный с «объявлением войны», якобы прозвучавшим в адрес США из Пхеньяна, в реальности был просто демонстрацией серьезности намерения защищаться. Ведь поводом к нему стали американо-южнокорейские военные учения, которые трудно назвать чем-либо иным, кроме как провокацией против КНДР (причем практически одновременно с ними вышел голливудский фильм «Падение Олимпа», посвященный захвату Белого дома северокорейскими диверсантами – это тоже не надо сбрасывать со счетов).

Корейская элита при Киме-старшем сформировалась в основном из его соратников по партизанской борьбе и послевоенному подъему страны. Это около 100 семей, тесно переплетенных различными браками и родственными связями. Информации об их жизни у внешнего мира почти никакой – за все 70 лет был только один высокопоставленный перебежчик, а живущий в Китае старший брат Ким Чен Ына не рассказывает ничего о руководящих кадрах своей родины. Поэтому южнокорейская разведка собирает все слухи и сплетни, как раньше это делало ЦРУ в отношении руководителей СССР и КНР.

В 90-е годы официальным центром силы в стране стала армия – Государственный комитет обороны КНДР является по сути главным органом власти. Южнокорейские аналитики, естественно, обвиняют великовозрастных маршалов и генералов в консерватизме, но в реальности политическое и экономическое руководство КНДР просто ставило перед собой задачу выживания страны, находящейся в политической изоляции и полублокаде и стоявшей перед необходимостью проводить экономические реформы без потери национального суверенитета. Еще в нулевые Ким Чен Ир начал было создавать совместные предприятия с южнокорейцами, но опыт китайских реформ воспринимал осторожно.

Задолго до своей смерти в 2011 году Ким-средний стал готовить элиту, а потом и народ к передаче власти своему младшему сыну Ким Чен Ыну. Молодой человек, закончивший школу в Берне и университет в Пхеньяне, хотя и проработал несколько лет в госаппарате и Государственном комитете обороны, естественно, не был полностью готов к самостоятельному правлению. Поэтому иностранные наблюдатели сразу же решили, что его наставником будет его дядя – 65-летний Чан Сон Тхэк, заместитель председателя Государственного комитета обороны, кандидат в члены Политбюро и заведующий административным департаментом ЦК ТПК.

Чан был мужем Ким Гён Хи, родной сестры Ким Чен Ира и тетки нового руководителя. Хотя Чан и имел генеральское звание (как и большинство руководящих кадров КНДР), он был вполне гражданским лицом – 40 лет назад окончил МГУ и большую часть жизни занимался кадровыми вопросами. Все последние два года корееведы гадали по расстановке руководителей на трибуне о вероятном усилении Чана – хотя его и считали вторым по влиянию человеком в стране, он так и не вошел в Президиум Политбюро ЦК. Теперь его снятие рассматривают чуть ли не как переворот внутри северокорейской элиты. Но так ли это?

Учитывая, что в руководстве КНДР еще достаточно людей 80-летнего возраста, прекрасно помнящих годы войны с американцами и молодого тогда маршала Ким Ир Сена, их лояльность его внуку (к тому же чрезвычайно похожему на деда) не подлежит сомнению. Северокорейские генералы всячески поддерживали выдвижение Ким Чен Ира в 80-е годы, и само продолжение этой династии вполне отвечает как их интересам, так и строгому варианту корейского конфуцианства. Поклонение Ким Ир Сену – Солнцу нации и вечному президенту, от дня рождения которого начинается теперь корейское летоисчисление, является фундаментом всей жизни и политической системы КНДР.

Так что в нынешней отставке нет ничего экстраординарного – двухлетний период наставничества мог просто подойти к концу, новый руководитель уже готов действовать без подсказки, вот Чана и отправили отдохнуть. Молодой маршал уволил старого генерала – за два года, что Ким находится у власти, он просто перестал нуждаться в опекуне. Вопреки так любимым южнокорейской стороной байкам о кровавых казнях северокорейских чиновников, в реальности в КНДР довольно часто снятых с больших должностей руководителей просто отправляют в провинцию или домой, к личной жизни. Так, знаменитая советская кореянка Пак Ден Ай, получившая в свое время Сталинскую премию мира, пропала из корейского руководства в 60-е годы – и все западные аналитики писали о том, что она была репрессирована и расстреляна. Но в начале 90-х Пак как ни в чем не бывало снова стала появляться в президиумах торжественных собраний. А этой весной в кресло премьера был возвращен отставленный шесть лет назад Пак Пон Чжу, которого, как и ныне снятого дядюшку Чана, все иностранные эксперты считают реформатором.

При этом Ким Чен Ын в последнее время действительно идет на все большие экономические и общественные реформы – в промышленности, сельском хозяйстве, внешней торговле, да и просто в бытовой жизни корейцев (например, в Пхеньяне появилась сотовая связь). Нуждается ли он при этом в опеке родственников или нет – вопрос на самом деле абсолютно не принципиальный. Корейцы готовились к реформированию своей экономики все последние двадцать лет, постоянно изучая самый разный мировой опыт и периодически пробуя запускать локальные реформы. И если сейчас они сумеют запустить обширную и действительно продуманную новую экономическую политику, то у них будут большие шансы не только поднять свой уровень жизни, но и сохранить и династию Кимов, и свою независимость.

Текст: Петр Акопов

Вам может быть интересно

Угроза атаки БПЛА объявлена в Новороссийске
Темы дня

«Война в одну парочку». 43 дня из жизни дроноводов и не только

В начале 2026 года Минобороны объявило о наборе контрактников для подразделений нового рода войск – беспилотных систем. Спецкор деловой газеты ВЗГЛЯД, благодаря военнослужащим разведбатальона на Константиновском направлении, получил возможность в подробностях оценить, насколько успела измениться боевая работа с приходом БПЛА на фронт – и что именно дроны изменили в людях, уже давно пришедших на СВО.

Китай создал микроволновую угрозу против «Старлинка»

Система американских низкоорбитальных спутников Starlink («Старлинк»), которую США и ВСУ используют в военных целях, больше не является неуязвимой. По крайней мере, это прямо следует из утечек о новом китайском оружии на новых физических принципах. О чем идет речь и есть что-либо подобное в распоряжении России?

Военный эксперт заявил об «эффекте домино» в результате освобождения Чугуновки

Религиовед назвал причины сокращения татар среди посетителей мечетей в России

Экс-посол оценил вероятность возобновления диалога с Японией по Курилам

Новости

В Германии отреагировали на признания брата Кличко пранкерам

В Германии вызвали беспокойство признания брата мэра Киева Владимира Кличко российским пранкерам о подмене брата, Виталия, на встречах и системной коррупции на Украине, сообщает Berliner Zeitung.

Два полицейских ранены при нападении на общежитие вуза в Уфе

В результате нападения подростка с ножом на общежитие медицинского университета в Уфе пострадали двое сотрудников полиции и несколько студентов, сообщили в СК.

В России рекордно упала доля идущих в 10-й класс школьников

В 2024 году разница между школьниками, выбравшими 10-й класс и колледжи, стала минимальной за 25 лет, ранее число старшеклассников значительно преобладала над числом учеников колледжей, следует из исследования ВШЭ. Самым востребованным направлением для поступающих на программы среднего профобразования является «Инженерное дело, технологии и технические науки».

На Украине заявили об одном из самых разрушительных ударов по энергетике

Энергосистема Украины столкнулась с серьезным дефицитом из-за одной из самых разрушительных атак ВС России на важнейшие объекты генерации и передачи электроэнергии, которые находятся на западе страны, сообщили украинские эксперты.

В Милане прошли столкновения полиции с противниками Олимпиады

В центре Милана во время акции против Олимпийских игр группа протестующих забрасывала полицию камнями и фейерверками, задержаны несколько человек.

Украинский стример, прославившийся «минутой молчания», сбежал в Канаду

Украинский блогер Ярослав Краснов, известный своими ежедневными стримами «минуты молчания» по погибшим, выехал в Канаду.

Москалькова рассказала о пытках российских пленных на Украине

Уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова сообщила о случаях истязаний и гибели российских военнопленных, отметив нарушения международных норм обращения с пленными.

После удара по дамбе у Константиновки оказались отрезаны 3 тыс. боевиков ВСУ

В результате удара ВС России авиабомбой ФАБ-3000 по дамбе у Константиновки около 3 тыс. бойцов ВСУ оказались отрезаны от снабжения и связи с северными районами.

В Италии отметили двойные стандарты Запада на Олимпиаде

Бывший сенатор Италии Джанлука Феррара отметил, что Олимпиада демонстрирует избирательность Запада к странам, вовлеченным в конфликты, особенно в отношении Израиля.

Губернатор Белгородской области Гладков попал под ракетный обстрел

Губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков сообщил, что попал под ракетный обстрел со стороны вооруженных сил Украины.

Мишустин утвердил новый состав комиссии по Шпицбергену

Премьер-министр России Михаил Мишустин подписал распоряжение о включении 14 новых членов в комиссию по обеспечению российского присутствия на Шпицбергене.

Электрик посоветовал киевлянам выбросить электрочайники до мая

Жителям многоквартирных домов в Киеве электрик посоветовали не пользоваться электроприборами до мая после отключения лифтов и регулярных аварий в электросетях.
Мнения

Игорь Караулов: Евразийство следует переименовать в евроордынство

Евразийство – любопытное историческое учение, но оно не может заменить собой реальное постижение цивилизаций Азии. Азия сегодня – это не бескрайние пастбища c кочевниками. Это небоскрёбы Шанхая. Это японские и китайские скоростные поезда. Это всемирная фабрика.

Владимир Можегов: Куда заведет США «явное предначертание»

Как экспансионизм Трампа уживается с американским же изоляционизмом и почему он находит гораздо больший отклик в американской душе, нежели глобалистский экспансионизм Буша или Клинтонов.

Игорь Мальцев: Ненависть Европы захлебнулась в желании говорить

Что делать с людьми, которые вслух говорят о том, что им нужен продолжающийся конфликт? Трамп говорит, что он борется за мир. Путин говорит, что он всегда готов к миру. И только у начальников Европы нет слова «мир» в вокабуляре.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов