Общество

26 мая 2021, 20:55

Как возникли разногласия по поводу нового российского истребителя

Фото: Овчинников Александр/Фотохроника ТАСС

Вот уже который раз за последние годы в СМИ вброшена информация о «начале разработки в России однодвигательного истребителя». Почему в свое время ВВС нашей страны отказались от подобных машин, откуда возникла идея возродить их производство – и что на самом деле означают подобные сообщения?

Первыми советскими однодвигательными реактивными самолетами стали легендарные МиГ-15 и МиГ-17, которые великолепно проявили себя в корейской и вьетнамской войнах. Но вершиной этой «линейки» можно назвать знаменитый истребитель МиГ-21, который и повоевал, и постоял на вооружении ВВС целого ряда стран (в Сербии с советским «двадцать первым» окончательно простились лишь на днях).

Последние однодвигательные самолеты в ВВС России – истребители и штурмовики МиГ-23, МиГ-27 и Су-17М – были сняты с вооружения еще в начале девяностых годов. Их эксплуатацию и производство прекратили едва ли не в один день. Сотни машин были списаны и распилены на металлолом. С тех пор в истребительной авиации нашей страны эксплуатируются в основном тяжелые двухдвигательные машины семейства Су-27/30/35, а в качестве легкого истребителя используется тоже двухдвигательный МиГ-29.

Мотивация перехода на истребители с двумя двигателями была в целом понятной с учетом российской специфики. Проблема была прежде всего в самих двигателях отечественного производства. Еще в советское время в руководстве ВВС жаловались на недостаточную надежность и тягу силовых установок.

Советская школа двигателестроения долгие десятилетия отставала от западной, и решить эту проблему в значительной мере удалось только к 1980-м годам. Но еще более прямолинейным решением проблемы двигателей является увеличение их количества на воздушной машине – растет и тяга, и надежность. Ведь безопасность полетов – приоритет номер один в авиации.

Однако вместе с надежностью растет и стоимость, и сложность обслуживания. Тяжелые истребители семейства Су, при всех их неоспоримых достоинствах – крайне дорогие игрушки. Цена одного самолета может доходить до ста миллионов долларов, а то и более. Но для многих стран эти машины совершенно избыточны – ярким примером, в частности, является Армения, закупившая не так давно Су-30СМ, которые в итоге оказались совершенно бесполезными для второй карабахской войны.

Многим странам достаточно легких истребителей-бомбардировщиков или штурмовиков. Ведь всего лишь один двигатель означает значительное сокращение стоимости летного часа, затрат на горючее и в целом на обслуживание самолета, сокращение числа технического персонала и т. д. При том, что круг задач, решаемый однодвигательной машиной, тоже вполне приличный – и он не ограничивается только завоеванием превосходства в воздухе.

«Тяжелые истребители нужны для того, чтобы закрывать большие пространства, то есть они должны иметь возможность пролететь достаточно большое расстояние, прежде чем выполнить свою задачу. Например, чтобы поразить морскую цель, им нужно выйти на рубеж применения средств авиационного вооружения», – объяснил газете ВЗГЛЯД авиаэксперт Олег Пантелеев.

«Для легкого истребителя, который берет на борт меньший запас топлива и имеет меньший радиус боевого применения, определены другие задачи. Выражаясь образно, он будет воевать над защищаемым объектом и решать сопоставимый круг задач с точки зрения универсальности, включая воздушный бой и нанесение ударов по наземным и водным целям, но на меньшем удалении от своих баз», – добавил Пантелеев.

Лучше всего о важности легких истребителей знают, например, американцы, в огромных количествах вот уже много десятилетий производящие прекрасный самолет F-16. Эта боевая машина во множестве модификаций продана большому количеству стран, где показала блестящие результаты.

По данным газеты ВЗГЛЯД, Индия, традиционный партнер России по военно-техническому сотрудничеству, неоднократно за последние годы интересовалась перспективами производства и принятия на вооружение в нашей стране однодвигательного легкого истребителя. Более двухсот тяжелых Су-30МКИ уже находятся на вооружении Индии и даже производятся по лицензии в этой стране – однако Нью-Дели требуются и гораздо более легкие и дешевые машины. «Однодвигательный самолет всегда будет дешевле в сравнении с двухдвигательным аналогом, если мы рассматриваем сопоставимые характеристики», – говорит Пантелеев.

В частности, поэтому Индия до сих пор эксплуатирует дышащие на ладан МиГ-21, еще не так давно использовала МиГ-27 и вот уже почти четыре десятилетия разрабатывает собственный истребитель такого класса Tejas. И если бы у России прямо сейчас был аналогичный самолет – велика вероятность, что портфель заказов «Рособоронэкспорта» пополнился бы очередным крупным заказом, как минимум на несколько миллиардов долларов.

Не так давно о проработке в России концепции перспективного однодвигательного самолета в легком и среднем классах заявлял глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов. Сообщалось, что Ростех убежден в целесообразности создания нового самолета, возможно, в кооперации с зарубежными партнерами. И опять же, Чемезов отметил, что «это интересная тема с точки зрения продвижения такого самолета на экспорт». Явный намек на Индию, а может, и не только на нее одну.

Ранее звучали сообщения о том, что однодвигательную машину разрабатывает РСК «МиГ», и вот теперь прошла похожая информация, но только касающаяся компании «Сухой». Впрочем, сейчас оба этих прославленных бюро входят в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК).

Но куда более важны намерения не производителей, а заказчиков. Кто будет финансировать эти разработки? Кто купит созданные в результате машины?

И Чемезов, и другие источники подчеркивали, что все эти «проработки» проводятся в «инициативном порядке» – то есть по собственному желанию конструкторских бюро. «Мы это делаем инициативно без средств бюджета», говорил Чемезов. То же самое говорит сейчас и источник, рассказавший о перспективных разработках «Сухого». Что же думает на эту тему основной заказчик – Минобороны России?

«Все последние главкомы ВВС, а сейчас и ВКС, являются сторонниками именно двухдвигательных истребителей, – рассказал газете ВЗГЛЯД военный эксперт Александр Дробышевский. – Возможно, в перспективе однодвигательный истребитель займет свое достойное место в составе ВКС РФ». Надо полагать, понятные соображения надежности и безопасности полетов по-прежнему крайне важны для МО.

Каким могло бы быть это достойное место? Прямо скажем, в перспективном боевом порядке российской военной авиации есть некий пробел в виде штурмовиков. Эта ниша заполнена лишь самолетами Су-25. Их совершенствуют, модернизируют и продлевают сроки эксплуатации. При этом рано или поздно этой машине, которая эксплуатируется с 1981 года, потребуется замена – даже в варианте Су-25СМ3 «суперграчи» уступят небо более современным самолетам, предназначение которых не ведение воздушного боя, а «утюжение» наземных целей противника. С возможностью «огрызаться» от истребителей противника.

Можно предположить, что в ОАК разрабатывают новый легкий истребитель, в том числе для штурмовых задач. Чтобы к моменту полного износа «Грачей» представить ударную воздушную машину, способную работать ракетами и «воздух – земля», и «воздух – воздух». И заказчиком этой машины станет прежде всего ВКС РФ.

Перспективы же продаж легкого однодвигательного истребителя за рубеж упираются как раз в позицию Минобороны России. Известно, что иностранные заказчики предпочитают покупать только ту военную технику, которая уже эксплуатируется – и доказала свои характеристики – в составе вооруженных сил страны-производителя. Таким образом, перед нами – конфликт производителей военной авиатехники и представителей Минобороны. В военном ведомстве полагают, что самолеты такого класса российским вооруженным силам не нужны. По крайней мере, прямо сейчас и в ближайшей перспективе.

Впрочем, есть и некоторые намеки на то, что позиция Минобороны может быть пересмотрена. Свидетельством тому является, например, появление и масштабное финансирование БПЛА С-70 «Охотник» – ударного беспилотника, который должен работать в паре с истребителем Су-57. Разрабатывает «Охотник» тоже компания «Сухой». Но «Охотник» – самолет именно с одним двигателем, с одной стороны, и с габаритами и взлетной массой легкого истребителя, с другой. Наработки, созданные во время создания «Охотника», в «Сухом» вполне могли бы использовать и для создания легкого истребителя. Но это, конечно, не более чем догадки.

Текст: Виктор Сокирко, Николай Гуляев

Вам может быть интересно

Пожар площадью 10 тыс. кв. метров произошел под Улан-Удэ
Темы дня

Зачем Украина признала себя диктатурой

Миф о демократии на Украине можно считать окончательно разоблаченным. И соответствующее признание де-факто сделал сам киевский режим, предъявив Европе соответствующее заявление о системных нарушениях прав человека в стране. Что означает это признание и зачем оно нужно Киеву?

В США испугались сокращения объемов российской нефти на рынке

США временно разрешили проводить операции с российскими банками, в том числе Сбербанком и ВТБ. Транзакции возможны только в области энергетики и согласованы до 1 ноября этого года. Почему Вашингтон принял такое решение и как оно отразится на рынке?

Военный эксперт объяснил неразорвавшиеся суббоеприпасы от ракет ATACMS в Крыму

Бывший американский разведчик рассказал о страхе США перед Россией

Отступление ВСУ из Очеретино вызвало бурную реакцию на Украине

Новости

Российские войска продвинулись на трех ключевых направлениях

ВС России в последние сутки смогли занять более выгодные позиции сразу на нескольких направлениях, указало российское Министерство обороны во вторник.

Белый дом отказался признавать уничтожение шести ракет ATACMS российской ПВО

Координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби не стал комментировать информацию о том, что шесть американских ракет ATACMS были сбиты средствами противовоздушной обороны (ПВО) России.

Маск предрек «бесконечную войну» из-за соглашения между США и Украиной

Возможное соглашение между Киевом и Вашингтоном повлечет «бесконечную войну», заявил американский предприниматель Илон Маск.

BI: Ошибка ВСУ помогла России продвинуться у Очеретино

ВСУ допустили ошибку, которая позволила российским войскам провести успешное наступление у Очеретино, пишет Business Insider (BI).

В Германии возмутились словами Зеленского о ВС России

Читатели немецкого издания Focus раскритиковали заявление украинского президента Владимира Зеленского о том, что ВС России пользуются возможностями, пока украинской армии не хватает вооружения.

Ученый сказал, что уничтожает инопланетные цивилизации во всех галактиках

Инопланетные цивилизации могли погибнуть из-за гамма-всплесков, предположил профессор физики и астрономии Университета Стоуни-Брук Фредерик Уолтер.

Арестованы пятеро подозреваемых в поджоге вертолета в Москве

В столице под стражу помещены пятеро подозреваемых в поджоге вертолета в аэропорту Остафьево, сообщили в пресс-службе судов общей юрисдикции города.

Европу предупредили о риске новой зависимости от России

Европа неосознанно становится зависимой от российских удобрений, как это уже происходило с газом, заявил исполнительный директор норвежской химической компании Yara International Торе Хольсетхер.

AstraZeneca признала образование тромбов у пациентов из-за вакцины от COVID

Британско-шведская фармкомпания AstraZeneca признала, что ее вакцина против коронавируса может вызывать тромбоз, пишет Telegraph со ссылкой на документы из коллективного судебного иска.

Пленный ВСУ рассказал об обмане командования в Очеретино

Командование Вооруженных сил Украины (ВСУ) обманом отправило непригодных к военной службе в Очеретино, заявил украинский военнопленный Александр Ведерников.

Помощник Майданова раскрыл подробности о состояния артиста

Состояние певца Дениса Майданова нормализовалось, с ним все в порядке, рассказал помощник артиста.

Армения признала проблемы в отношениях с Россией

В отношениях Еревана и Москвы есть некоторые проблемы, стороны работают над их решением, заявил армянский министр иностранных дел Арарат Мирзоян.
Мнения

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

Тимур Шерзад: Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.

Андрей Новиков-Ланской: Русская идея Иммануила Канта

Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?