О смерти бывшего генерального секретаря ООН Кофи Аннана его родственники сообщили по-современному: в Инстаграме и Твиттере дипломата. Как говорится в сообщении, 80-летний экс-генсек скончался в окружении семьи после непродолжительной болезни. О деталях торжественного прощания будет объявлено дополнительно.
Пришедший на смену египтянину Бутросу Бутрос-Гали из-за решения США Аннан изначально имел неоднозначную репутацию. В первые годы многие страны относились к нему исключительно как к американскому ставленнику, действующему в интересах «патрона». ООН под руководством Кофи Аннана не сделала ничего, чтобы предотвратить бомбардировки Югославии, одобрила вторжение США и Британии в Афганистан и не смогла противостоять решению США о вторжении в Ирак.
Но хотя у Кофи Аннана не получилось сделать ООН весомым игроком на международной арене, он, по крайней мере, попытался. И там, где ему не удалось предотвратить войну, генсек ООН смог подарить иракцам и ливийцам по несколько лет мирной жизни, когда в 1998 году уговорил Саддама Хусейна пустить международных инспекторов, а Муаммара Каддафи – выдать Британии подозреваемых в теракте над Локерби.
Но, пожалуй, главным достижением Кофи Аннана стала его прощальная речь, произнесенная 11 декабря 2006 года в музее-библиотеке Гарри Трумэна. Усыпанное комплиментами в адрес США в целом и Трумэна в частности выступление вызвало истерическую реакцию в Вашингтоне.
Кондолиза Райс, занимавшая тогда пост госсекретаря, обрушилась на уходящего генсека ООН с обвинениями в том, что он «замолчал» позитивную роль США в мире. «Я надеялась, что он расскажет о работе, которую мы проделали вместе», – сокрушалась она. «Эта речь по-настоящему упущенная возможность», – комментировала она.
Куда резче был конгрессмен Генри Хайд, возглавлявший в 2006 году комитет по международным делам нижней палаты американского парламента. «Неспособность Аннана взять на себя ответственность за десятилетие скандалов в ООН вполне понятна. Это было полностью предсказуемо», – сказал он.
Обиделся на выступление Аннана и тогдашний премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт, по мнению которого седьмой генсек вообще ничего не понимает в ключевых международных проблемах. Это из-за фразы о том, что урегулирование арабо-израильского конфликта могло бы оказать позитивное воздействие на ситуацию в Ливане и в Ираке, а также из-за того, что полугодом ранее Аннан обвинил Израиль в намеренном ударе по миротворцам ООН в Ливане.
Что же такого страшного для США сказал в 2006 году избранный при их максимальной поддержке генеральный секретарь ООН?
В том то и дело, что ничего.
Он очень мягко, вежливо и дипломатично намекнул Вашингтону, что за словами американских политиков о США, как светоче демократии, несущем благо всем народам мира, кроется исключительно стремление к мировому господству.
«Как говорил Трумэн, «мы должны раз и навсегда делом доказать, что наша сила в наших правах». Вот почему Соединенные Штаты всегда были в авангарде глобального движения за права человека. Однако такое положение сохранится лишь в том случае, если Америка останется верна своим принципам, в том числе в условиях борьбы с терроризмом. Когда кажется, что она отходит от своих собственных идеалов и целей, ее друзья за границей не могут не испытывать беспокойства и смятения», – обратился к американскому руководству Аннан.
«Когда используется сила, особенно военная сила, мир должен быть уверен в том, что это делается с правильной целью – целью, разделяемой всеми, и в соответствии с общепринятыми нормами», – напомнил США о незаконном вторжении в Ирак генсек ООН.
«Сегодня, как никогда прежде, американцы, как и остальное человечество, нуждаются в функционирующей глобальной системе, посредством которой народы мира могли бы совместными усилиями противостоять глобальным вызовам. И для своего успешного функционирования эта система по-прежнему остро нуждается в дальновидном американском руководстве, в стиле Трумэна. И я надеюсь и молюсь за то, чтобы сегодняшние и завтрашние американские лидеры обеспечили такое руководство», – так завершил свою речь Кофи Аннан.
Сегодня, после Мюнхенской речи Владимира Путина в 2007 году и его же выступления на Генеральной Ассамблее ООН в 2015-м, слова Аннана в адрес американской политики кажутся крайне мягкими. Но в 2006 году для США это был шок – когда человек, который получил образование в Америке, большую часть жизни проработал в США и стал генсеком ООН, обвиняет Вашингтон в отходе от принципов отцов-основателей.
К сожалению, слова Кофи Аннана не заставили чиновников администрации Буша задуматься. Лауреат Нобелевской премии мира Барак Обама также не сделал ничего, чтобы мир стал более безопасным, а начавшаяся при его одобрении «арабская весна» привела к миллионам смертей и десяткам миллионов беженцев. Дональд Трамп тем более не способен хоть как-то исправить ситуацию, даже если бы (что маловероятно) очень захотел.
Мировые лидеры высказывают соболезнования семье Кофи Аннана и действующему генсеку ООН Антониу Гуттерешу. Президент России Владимир Путин, в частности, заявил, что Аннан «многое сделал для реализации целей и задач ООН», укрепления ее роли в мировых делах. Особо значимым Путин назвал личный вклад Аннана в «миротворческий потенциал» ООН. Российский лидер признался, что он искренне восхищался мудростью и мужеством Аннана.
В 2010 году Аннан дал интервью «Комсомольской правде», в котором напомнил, что «вторжение войск коалиции в Ирак произошло без согласия Совета Безопасности ООН. Оно разделило мир». На вопрос, что он лично сделал, чтобы предотвратить войну в Ираке, седьмой генсек ответил: «Я много работал с государствами – членами ООН, так или иначе вовлеченными в разрешение иракской ситуации, много комментировал возможные последствия вторжения в Ирак. В конце концов, я честно признал, что война в Ираке – незаконна».
Преемники Кофи Аннана – южный кореец Пан Ги Мун и португалец Антониу Гуттереш – уже даже не пробовали возвысить голос против США. ООН сейчас – не более чем площадка для громких заявлений, не имеющих каких-либо значимых последствий.
Кофи Аннан сделал все для того, чтобы сохранить роль ООН как ведущей международной организации, и не его вина, что ему этого не удалось.