Одобрение Советом Федерации законопроекта о введении безбагажных билетов вызвало резко негативную реакцию в социальных сетях, а инициатива Минтранса об исключении из числа бесплатно перевозимых предметов верхней одежды и мобильного телефона разозлила даже главу Совфеда Валентину Матвиенко.
Многое для доступности авиаперевозок делает РЖД – стоимость поездки в купе давно превысила стоимость авиабилета
Между тем, как это часто бывает, первая реакция вызвана лишь чрезмерной страстью некоторых журналистов к хлестким заголовкам и неумением (или нежеланием) чиновников подробно разъяснять, что именно они имели в виду.
Для начала разберемся с платным багажом. Безбагажные тарифы давно есть у многих российских авиакомпаний. В первую очередь вспоминаются «Ютэйр» и «Сибирь» (она же S7). Не мудрствуя лукаво, эти перевозчики взяли за основу принципы работы европейских лоукостеров, где самый дешевый билет включает в себя только ручную кладь определенного объема. Желаете взять в самолет чемодан побольше или сдать что-либо в багаж – доплачивайте. Это выгодная для авиакомпаний и удобная для путешествующих налегке людей схема.
К сожалению, в действующем законодательстве прописана другая норма, согласно которой авиакомпании обязаны обеспечить перевозку 10 килограммов багажа, но где именно – в багаже или ручной клади, не уточняется. Это позволяет псевдолоукостеру под названием «Победа» навязывать пассажирам бесплатную у нормальных низкобюджетных компаний услугу – возможность взять сумку или рюкзак в салон, чтобы не волноваться за их сохранность в багаже и не тратить драгоценное время у ленты транспортера.
У «Победы» данная услуга может даже превышать стоимость билета, но юридически этот принадлежащий «Аэрофлоту» псевдолоукостер имеет право так поступать.
Поэтому одобренный Госдумой и принятый Советом Федерации (кстати, несмотря на противодействие комитета по конституционному законодательству и государственному строительству) закон, по сути, закрепил уже применяемую рядом авиакомпаний норму. Если «Победа» после этого разрешит проносить ручную кладь на борт самолета – отлично. Если придумает какие-то новые обоснования для того, чтобы за деньги избавлять пассажиров от неудобств, которые сама же создает, – это станет очередным подтверждением того, что «Победа» – не классический лоукостер, а его имитация.
Что же касается инициативы Минтранса, она также направлена на приведение отечественных правил авиаперевозок в соответствие с мировой практикой и здравым смыслом. Бесплатная перевозка мобильных телефонов нигде не регламентируется, как не прописывается отдельным документом бесплатная перевозка кошельков, ключей и другого стандартного содержимого карманов современного человека.
Бесплатной перевозки ноутбука и фотокамеры в европейских правилах тоже нет: если эти предметы влезают в стандартную ручную кладь, их можно перевозить. Если не влезают, то лоукостер возьмет за них дополнительные деньги, а «обычная» авиакомпания поступит в соответствии со своими правилами. То же самое с верхней одеждой – понятно, что человек может снять свое пальто, если ему жарко, и нести его в руках, а вот если на нем уже надета куртка, то за второй предмет верхней одежды в лоукостере, вероятно, придется доплатить.
Но наученные дискриминационными правилами «Победы» граждане России, разумеется, превратно восприняли инициативу об исключении некоторых предметов из списка бесплатно перевозимых в дополнение к уже имеющейся ручной клади. «Провоз телефона и верхней одежды в самолете может стать платным» – этот неправильный, но ожидаемый вывод сделали из текста Минтранса в РИА «Новости».
Таким образом, нет ничего удивительного в том, что Валентина Матвиенко обрушилась на авторов инициативы с критикой. Хотя, разумеется, никто не предлагал запретить «проносить телефоны, книги, верхнюю одежду».
Просто законодателю следовало формулировать свои предложения более четко и ясно – именно для того, чтобы все та же «Победа» действительно не начала брать дополнительные деньги за провоз мобильников, как она требует платить за дамские сумочки, приспособленные для ношения за плечами, утверждая, что это рюкзак. Впрочем, это требование уже год как признано противозаконным.
Доступные авиаперевозки – залог экономического развития и политического единства страны. То, что в стране до сих пор существуют субъекты Федерации без аэропортов, – это крайне тяжелое наследие 90-х годов. Так, новый руководитель Марий Эл Александр Евстифеев уже неоднократно заявлял о необходимости восстановить работу республиканского аэропорта.
В Новгородской области ситуация выглядит еще хуже – работавший в советские годы аэропорт Юрьево уничтожен и застроен жильем, а бывший военный аэропорт Кречевицы требует серьезных вложений, поэтому врио губернатора Андрей Никитин радужных прогнозов пока не озвучивает.
Больше многих для доступности авиаперевозок делает РЖД – стоимость поездки в купе на многих направлениях давно превысила стоимость авиабилета. Но нужны и другие меры поддержки авиаперевозчиков и удешевления минимальной стоимости билета. Законодательное закрепление безбагажных билетов и отправка ноутбуков и фотоаппаратов в ручную кладь – полезные шаги на этом направлении.
Важно, чтобы в результате этого появились действительно недорогие авиабилеты, позволяющие летать с небольшой сумкой или рюкзаком по цене плацкарта или даже автобуса, а не новые неудобные для пассажиров правила, направленные на вытягивание денег за минимальные удобства.