Согласно одной из распространенных версий, 15 декабря 1917 года красная звезда впервые появилась на обмундировании красноармейцев. Но не все так просто. Это один из наиболее мифологизированных символов, присущих России. И его столетний юбилей – тоже своего рода миф, в который, впрочем, до сих пор продолжают верить.
Сатанисты или масоны?
В 2014 году лидер ЛДПР Владимир Жириновский направил в Минобороны России запрос об армейской символике, точнее, о пятиконечной звезде, которая «у некоторых православных... может ассоциироваться с сатанинскими символами». В том, что такое прочтение советской символики существует и достаточно распространено в стране, нетрудно убедиться, взглянув на публикации в Сети. «Пожалуй, ничто не отражало столь отчетливо антихристианскую, сатанинскую суть большевизма, как его символы», – сказано в статье «Советская государственная символика: происхождение и оккультные корни».
В публикации «О происхождении большевистской символики» звезда (пентаграмма) рассматривается как символ одновременно масонский и сатанинский, так как «важнейшей задачей масонства является уничтожение христианской религии». «Марксистские планы «всемирной пролетарской революции», – сказано в статье, – имели явно масонское происхождение... Именно Троцкий и предложил сделать масонскую пентаграмму опознавательной эмблемой большевизма... Зачастую сия пентаграмма размещалась большевиками на красноармейском обмундировании... чисто по-сатанински: двумя «рогами» вверх».
Интересно, что на белогвардейских плакатах времен Гражданской войны красноармейской звезде столь большого внимания не уделяли. Художники напирали на еврейское происхождение Троцкого, рисовали звезду Давида, изображали революционных матросов как римских солдат, ведущих Христа на Голгофу, а Ленина и все того же Троцкого как жрецов культа, терзающих ножами Россию в образе юной девы. Зачастую красный цвет обыгрывался ими как цвет крови, пожара, даже адского огня, а Советы представлялись драконом. Но пятиконечную звезду как сатанинскую пентаграмму не обыгрывали вовсе или обыгрывали без однозначных трактовок.
Конечно, невозможно ручаться за весь массив белогвардейской агитации, среди которой были и кустарно изготовленные рисунки, которые не могли претендовать на массовый охват и не вошли в историю плакатного искусства. Но из распространенных, неоднократно тиражированных материалов изображение пентаграммы встречается лишь на известном плакате деникинского ОСВАГа «Мир и свобода в Совдепии». На нем мы видим шаржированный образ Троцкого, развалившегося на зубцах кремлевской стены, под ним – костяки людей, один матрос и китайцы, готовые казнить русского мужика. На груди у Троцкого на золотой цепи висит золотая же (а не красная) пентаграмма. Причем известны варианты этого же плаката, на которых Троцкий изображен без пентаграммы.
Есть куда менее известный агитационный материал, где Ленин и Троцкий изображены как коронованные особы, их короны из черепов, а ниже размещен слоган: «"Хлеба, мира, свободы" – кричали эти люди... Прошло два года, всякий видит, что дали эти комиссародержавцы...». При этом над головами большевиков размещены пентаграммы, но не «чисто по-сатанински», а одним лучом вверх.
Что вкладывали в это авторы плакатов, остается неизвестным, но пентаграммы не перевернуты в обоих случаях. Разве что любую пятиконечную звезду предлагается воспринимать как символ оккультный, масонский или антихристианский. Тем более что она зачастую являлась как раз христианским символом, хотя и появилась задолго до христианства.
Христос и армия не против
Пифагорейцы считали, что пентаграмма олицетворяет пять составляющих мир элементов – огонь, воду, воздух, землю и эфир. В эпоху Возрождения это значение вернулось в виде представлений о микрокосме, где вписанный в пентаграмму человек символизировал единство стихий огня, воды, воздуха, земли и духа. Витрувианский человек Леонардо да Винчи – это тоже пентаграмма.
В христианской же традиции пятилучевая звезда трактовалась как символ Христа, где пять лучей – пять ран христовых (терновый венец и гвозди в ладонях и ступнях). Печатью равноапостольного Константина I Великого была пентаграмма, причем перевернутая двумя лучами («рогами») вверх. На иконе «Преображение господне» Андрея Рублева образ Христа тоже выписан на фоне перевернутой пятилучевой звезды.
Представления о перевернутой пентаграмме как о знаке Сатаны вошли в обиход в XIX веке с подачи скандально известного французского оккультиста и мага Луи Констана (Элифаса Леви). Не вполне понятно, может ли столь одиозная фигура быть авторитетом для верующего человека.
Но у белогвардейцев был и еще один существенный резон для того, чтобы не придавать большевистской звезде существенного значения. Ведь многие из них носили такие же «пентаграммы» на собственных погонах.
В качестве воинской эмблемы пятиконечная звезда первоначально появилась во французской армии вскоре после Великой французской революции, а заимствована была из символического ряда Древнего Рима, где являлась знаком бога войны Марса.
По примеру французов в 1827 году пятиконечные звезды в качестве знаков различия для офицеров и генералов ввел в российской армии Николай I. Первоначально они крепились на эполеты, а с 1854 года размещались на погонах – золотые звезды на серебряных погонах, а серебряные – на золотых.
После Февральской революции погоны пытались отменить – как минимум для флота. Приказом военного и морского министра Временного правительства Александра Гучкова от 21 апреля 1917 года вводились нарукавные знаки различия, а звезда перемещалась на кокарду. Так что «пентаграмма» на околыше фуражки большевистским изобретением тоже не является.
В ходе Гражданской войны погоны сохранились в Добровольческой армии вместе со звездами, причем известны многочисленные случаи, когда добровольцы изготовляли погоны собственноручно, буквально от руки химическим карандашом рисуя на них «пентаграммы» и не замечая в этом никакого сатанизма, масонства или оккультизма. Было бы как минимум странно, если бы в большевистской звезде они видели что-то принципиально иное.
Слово конспирологам
Версия об «оккультных корнях большевизма» получила определенное развитие в 1920–1930 годах в среде русской эмиграции. Затем тема «еврейского заговора» активно эксплуатировалась нацистами, что надолго вытеснило ее в маргинальную сферу. Лишь ближе к концу XX века этот вопрос пережил очередное «перерождение».
В годы «перестройки» открылись информационные шлюзы, и на людей обрушился поток самой разнообразной информации – от сведений о пришельцах до оккультной литературы. В нашем атеистическом обществе, имеющем искаженное коммунистической идеологией представление как о религии, так и о дореволюционном прошлом, даже самые невероятные суждения попали на благодатную почву – вплоть до сатанинских трактовок двухвекового армейского символа, который стали именовать «большевистской звездой».
На каком-то этапе оккультистские конспирологические измышления парадоксально слились с православием (единственной точкой соприкосновения здесь является антисоветизм, которому любое лыко в строку), что окончательно запутало ситуацию. И вот уже эмблема современной российской армии у «некоторых православных» может «ассоциироваться с сатанинскими символами».
Некоторые патриоты вовсе не представляют себе национального возрождения без полного искоренения пятилучевой звезды: «Окончательное избавление от этой каббалистической масонско-сатанинской символики (ко всему прочему продолжающей осквернять священные башни Московского Кремля) представляется непременным условием подлинного национального возрождения России».
К чему может привести столь густо замешанный на невежестве и мифах «патриотизм», мы видим на примере Украины. Налицо вывернутое наизнанку целеполагание под лозунгами национального возрождения, ведущее к уничтожению исторической России.
Другое дело, что столетний юбилей красной звезды – это тоже своего рода миф.
Те же – и КПРФ
Согласно распространенной версии, вошедшей во многие календари памятных дат, днем ее «рождения» считается 15 декабря 1917 года. Именно в этот день, сообщает нам сайт КПРФ в рубрике «Советский календарь», «в Красной армии был введен первый отличительный знак – красная звезда». Коммунистам вторит патриотический ресурс «Вежливые люди», приводя ту же информацию в рубрике «История символов». Содержит ее и раздел Википедии «В этот день».
Однако у авторов этих ресурсов явно концы с концами не сходятся: как в декабре 1917 года в Красной армии мог быть введен первый отличительный знак, если сама Красная армия возникла в феврале 1918-го?
«Марсовая звезда» – военный символ, причем изначально подразумевалась звезда «с золотыми лучами» и красным полем (фото: ТАСС)
|
Журнал «Военное обозрение» подходит к вопросу осторожнее, сообщая, что красную звезду «15 декабря 1917 года своим распоряжением ввел в петроградской Красной гвардии командующий Петроградским военным округом Константин Еремеев». Но и в этом случае остаются многочисленные вопросы. Константин Еремеев был первым большевистским командующим Петроградским военным округом, то есть командовал частями еще старой армии. А Красной гвардией Петрограда (то есть отрядами вооруженных рабочих) командовал другой орган – городской Главный штаб Красной гвардии. Его возглавлял известный большевик Константин Юренев. Причем, по воспоминаниям Юренева, Еремеев часто отлучался из города. «Мне приходилось быть и «главнокомандующим», и председателем Главного штаба Красной гвардии. Особенно тяжело было «главнокомандовать», – вспоминал большевик.
Почему Еремеев решил через голову Юренева ввести в Красной гвардии новые знаки различия и почему об этом знаменательном факте умалчивают в своих работах как Еремеев, так и Юренев – вопрос открытый. Документальных подтверждений этой версии не существует.
Российский революционер, большевик, советский государственный и партийный деятель Емельян Ярославский в своих статьях утверждал, что авторство символа «красная звезда» принадлежало члену коллегии комиссариата Московского военного округа Полянскому. «В нашей коллегии... тов. Полянский первый предложил идею пятиконечной звезды с помещенными на ней изображениями молота, плуга и книги как символов труда, деревни и интеллигенции, – писал он. – Коллегия остановилась на пятиконечной звезде, но с изображением на ней только молота и плуга, и в таком виде этот отличительный знак получил одобрение тов. Троцкого».
Ярославский ничего не сообщает о дате исторического заседания коллегии, но, насколько можно судить, произошло оно в конце зимы – в начале весны 1918 года.
Факты же таковы: первое документальное упоминание большевистской звезды относится к 19 апреля 1918 года. В этот день газета «Известия ВЦИК» опубликовала заметку «Значок красноармейца». «Комиссариатом по военным делам утвержден чертеж нагрудного знака для воинов Красной армии, – говорилось в ней. – Знак изображает звезду с золотыми лучами, в середине на красном поле – золотые изображения плуга и молота».
Газета «Правда» в тот же день сообщала: «Всем воинам Красной армии присвоен нагрудный знак. Чертеж знака ныне утвержден. Это марсовая звезда с золотыми ободками, в середине на красном фоне золотые изображения плуга и молота».
Из воспоминаний Ярославского и газетных заметок видно, какой смысл вкладывали большевики в новую символику. «Марсовая звезда» – военный символ, причем изначально подразумевалась звезда «с золотыми лучами» и красным полем, а плуг и молот – символ единения рабочих и крестьян.
Красный цвет – это тоже заимствование из времен Великой французской революции. Это цвет революции и свободы, восходящий, как и сам символ звезды, к античности. В Древнем Риме красный фригийский колпак был знаком освобожденных рабов.
Никаких мистических, оккультных, антихристианских смыслов в новый символ новой армии никто не вкладывал. И ничего принципиально нового, идущего вразрез с историей и культурой страны, большевики не придумали. Но чтобы это понимать, нужно знать свою историю. А с этим у нас по-прежнему проблемы.