Инцидент произошел во вторник, когда воспитатели столичного детского сада обнаружили у одного из воспитывавшихся в приемной семье детей – мальчика – следы побоев: синяки, ссадины и кровоподтеки. Ребенок рассказал о том, что его избил отец. Впоследствии, как сообщило РИА «Новости» со ссылкой на Департамент труда и социальной защиты Москвы, мальчик был доставлен в больницу.
«Было принято решение на время проверки этого факта, подчеркну, только на время проверки, поместить детей в безопасное место, – в свою очередь прокомментировала ситуацию агентству ТАСС заместитель руководителя департамента Татьяна Барсукова. – Сейчас восемь детей находятся в медицинском учреждении, поскольку они инфицированы ВИЧ, а два ребенка находятся в нашем социальном центре, они в безопасности, и мать может контактировать с ними, когда захочет. Мы маму поддерживаем во всем, потому что нам нужны достоверные факты о ситуации в этой семье».
В целом, как выяснилось, в семье воспитывались восемь опекаемых детей, четверо усыновленных, еще один – кровный. Родители вместе с детьми два года назад переехали в Москву из Ленинградской области, поселившись поначалу в Бирюлево, а впоследствии в Зеленограде. Семью регулярно проверяли социальные службы, которые в последний раз навещали ее летом 2016 года.
Мать семейства добилась встречи с уполномоченным при президенте России по правам ребенка Анной Кузнецовой, в ходе которой заявила, что хочет вернуть детей:
«Я очень хочу, чтобы мне разрешили увидеться с детьми, – сказала женщина. – Сложившаяся ситуация для них огромный стресс. У меня на воспитании дети с ограниченными возможностями здоровья, к ним нужен особый подход. Я готова на все, чтобы вернуть детей: готова общаться с полицией, социальными службами – кем угодно, если это поможет прояснить ситуацию. Готова на контроль, мониторинг – все что угодно».
«Самое главное на данном этапе – сделать все, чтобы помочь детям пережить ситуацию с изъятием, – в свою очередь прокомментировала ситуацию Анна Кузнецова. – Изначально они были помещены в разные медицинские и социальные учреждения, сейчас все дети переводятся в один центр, который находится в Зеленограде, поближе к маме, чтобы максимально смягчить тяжелейший стресс, который возникает у детей в первые минуты изъятия из семей. Сейчас важно понять, откуда о ребенка появились следы побоев, насколько то, что случилось в семье, носило системный характер. И только после детального разбирательства можно сделать выводы и принять решение относительно дальнейшей судьбы детей. Если бы семья была неблагополучной, если бы профильные службы получали тревожные сигналы, о возвращении детей не было бы и речи. В данном случае подобная информация поступает впервые, но игнорировать ее нельзя».
Как рассказала газете ВЗГЛЯД пресс-секретарь уполномоченного при президенте России по правам ребенка Вероника Воронова, семья изначально взяла на воспитание детей, инфицированных ВИЧ – подобная форма опеки над несовершеннолетними, имеющими серьезные диагнозы, по ее словам, постепенно становится нормой в России.
«Они никогда не имели нареканий, не было отмечено фактов жестокого обращения, в целом производили впечатление благополучной семьи, – отметила Воронова. – Посмотрев «Инстаграм» мамы, можно увидеть, что она регулярно выкладывала туда фотографии с детьми, которые выглядели вполне счастливыми, да и сама она буквально жила этим. Она и сейчас, что характерно, сама идет на контакт».
В ходе встречи с уполномоченным по правам ребенка было принято решение не лишать мать родительских прав, а также позволить ей посещать детей без ограничений. Также, как сообщила пресс-служба уполномоченного при президенте России по правам ребенка, решается вопрос о передаче усыновленных детей ближайшим родственникам мамы.
«Мы не могли не среагировать на поступивший сигнал, – рассказала Вероника Воронова. – Отец семейства, насколько мне известно, сейчас находится в Санкт-Петербурге. Его проверят правоохранительные органы, и уже после этого будет принято решение в целом».