Гром грянул в ночь со среды на четверг, когда с ноля часов на девяти трамвайных маршрутах и семи троллейбусных прекратилось движение. Всего в Саратове 10 трамвайных и троллейбусных маршрутов, причем в некоторые районы города общественным транспортом иначе, чем трамваем и троллейбусом, добраться нельзя. Весь четверг электротранспорт не работал.
Мы наблюдаем абсолютно стандартную историю, когда поставщики услуг долго-долго выбивают платежи, грозят отключением, а в какой-то момент, когда это уже не действует, отключают
Администрация города сообщила, что движение троллейбусов и трамваев возобновится с 17.00 пятницы. А пока им на смену пущены маршрутные такси и автобусы. Причина отключения – долги в размере 36,3 миллиона рублей перед местной энергосбытовой компанией ООО «Саратовское предприятие городских электрических сетей» (ООО СПГЭС).
Как заявил глава администрации города Валерий Сараев, в четверг муниципальное унитарное предприятие «Саратовгорэлектротранс» экстренно обжаловало действия энергосбытчиков. В результате арбитражный суд области принял решение запретить частичное или полное ограничение подачи электричества на транспортные объекты города, сообщает РИА «Новости».
Причины происшедшего представители разных ветвей местной власти называют разные. Сити-менеджер Сараев обвинил в случившемся энергосбытовую компанию. «Люди не должны страдать из-за того, что энергетические монополисты не желают считаться с возможностями городского бюджета», – говорится в обращении, размещенном на сайте администрации. Сараев подчеркивает, что «неконструктивная позиция, занятая СПГЭС», лишает городские власти возможности продолжить «позитивную динамику по сокращению долга».
Но у главы города Олега Грищенко есть свое мнение на этот счет. «В последнее время исполнительный орган предпочитает перерезать ленточки и анонсировать прожекты, вместо того чтобы заниматься рутинной работой. Считаю, что такое отношение к этой проблеме даже нельзя назвать безответственным – это, по моему мнению, может быть оценено как преступная халатность», – утверждает он.
У энергосбытовой компании тоже имеется «своя правда». В интервью местному изданию «Взгляд-инфо» директор СПГЭС Сергей Козин напомнил, что и у его компании есть серьезные долги, и что у нее «больше нет возможности терпеть и набирать штрафы». «Я пошел на крайние меры. Я буду отключать злостных должников, я буду выставлять претензии и пеню по штрафам. У меня иного выхода нет», – объясняет свои действия Козин.
Член Совета Федерации, сопредседатель саратовского регионального комитета Объединенного народного фронта Людмила Бокова в комментарии для газеты ВЗГЛЯД подчеркнула, что «электротранспорт – важная составляющая транспортной инфраструктуры любого города: любой сбой в его работе сразу отражается на жителях». Поэтому об отказе от этого вида транспорта речи быть не может.
Одним из путей решения сложившейся в Саратове ситуации, как считает Бокова, может стать «составление поэтапного плана погашения задолженности перед энергетиками и антикризисного плана, который позволит сохранить транспортную артерию города».
Между тем, по мнению профессора географического факультета МГУ Натальи Зубаревич, ситуация в Саратове хотя и является, конечно, чрезвычайной, но в той или иной мере может повториться и в других регионах, которые имеют большие долги. А таковых в стране немало.
«Очень большие долги у Мордовии, у Карелии, у Орловской области. Больше десятка регионов имеют долги свыше ста процентов собственных бюджетных доходов, без учета трансфертов из федерального бюджета», – сказала эксперт в беседе с газетой ВЗГЛЯД.
Что касается конкретно ситуации в Саратове, то она, как уверена Зубаревич, «все равно должна как-то разруливаться». «Мы наблюдаем стандартную историю, когда поставщики услуг долго выбивают платежи, грозят отключением, а в какой-то момент отключают, – говорит эксперт. – Понятно, что город не оставят без троллейбусов. Я думаю, дело закончится тем, что Саратовской области подкинут еще какой-то кусочек бюджетного кредита, который очень дешев, в отличие от коммерческого. Эти деньги перенаправят муниципалитету, муниципалитет отдаст муниципальному предприятию, и оно расплатится с долгами. Но все это значит, что и качество управления в городе очень низкое – допустили до такого».
Не лишне отметить, что, согласно исследованию, не так давно проведенному Департаментом социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, в списке самых депрессивных городов России с населением больше 500 тысяч Саратов занял весьма непочетное седьмое место. Хуже, чем здесь, если верить исследованию, дела обстоят только в Волгограде, Кургане, Ульяновске, Омске, Астрахани и Тольятти.