«Он не был террористом «Аль-Каиды*»
Но и та часть правды, которую мы услышали, уже режет ухо, говорит о том, что и в американской независимой судебной системе есть серьезные недостатки
Вышедшая в отставку федеральный судья США Шира Шейндлин объяснила, почему приговорила россиянина Виктора Бута к 25 годам тюрьмы. Ее признания публикует New York Times. И хотя большая часть ее интервью посвящена давлению на правосудие в США в целом, атакам, которые ей пришлось пережить на посту, говорится в нем и о деле Бута.
Шейндлин рассказала, что считает 25-летний срок, к которому она приговорила Виктора Бута в 2012 году, чрезмерным и неадекватным. Но поскольку в США действует прецедентное право, в прошлом уже рассматривалось похожее дело и нижняя планка по таким делам была установлена на уровне 25 лет тюрьмы, она не могла дать меньше.
Экс-судья не сомневается, что Бут был международным торговцем оружием, но ко времени ареста он «уже практически отошел от дел».
«Вопрос заключается в том, был ли он до сих пор международным торговцем оружием? И это имеет значение», – отметила Шейндлин, считающая, что к моменту задержания уже не был.
«Я не защищаю его, – добавила она. – Но он просто бизнесмен. Он был в бизнесе по продаже оружия. Он не был боевиком или террористом из «Аль-Каиды», который живет для того, чтобы взорвать мирных жителей в супермаркете». «Этого парня втянули, ему предложили огромную сумму. Я дала ему самый минимальный срок наказания, какой смогла дать», – добавила Шейндлин.
Таким образом экс-судья указала на несовершенство американской системы правосудия, позволяющей выносить неадекватные приговоры.
Откровения судьи Буту не помогут
Президент Российской ассоциации международного права Анатолий Капустин заявил газете ВЗГЛЯД, что признание вышедшей в отставку судьи уже никакой роли в деле Бута не сыграет. Одно дело – что думает лично она, другое – насколько законным было решение. Поскольку его законность не оспаривается, то ставить вопрос о пересмотре дела сложно.
«Тут речь идет не о международном, а об американском национальном законодательстве, – отметил Капустин. – В международном же праве был один громкий прецедент, когда судья в посмертном письменном признании указал, что на него оказывалось давление и спустя годы прежнее решение было пересмотрено».
Речь идет о территориальном споре между Великобританией и Венесуэлой в 1899 году. Для этого в Париже был созван третейский суд, а главным арбитром был русский юрист и дипломат Федор Мартенс. Суд принял сторону Великобритании. Но в 1949 году, когда умер последний из судей и было опубликовано его завещание, для мирового юридического сообщества это стало «бомбой». Арбитр писал, что 50 лет назад Мартенс оказывал на него давление, так как Российской империи тогда выгоднее было дружить с Великобританией, чем с Венесуэлой. Венесуэла обратилась в ООН и международные суды. Дело полувековой давности было пересмотрено, был найден некий компромисс между странами.
Президент Союза адвокатов России Игорь Трунов также уверен, что слова судьи после отставки на судьбе Виктора Бута не скажутся: «Но эти слова подтверждают мнение большинства россиян о том, что суд над Бутом был несправедлив и имел политическую подоплеку».
Трунов добавил, что экс-судья высказалась очень этично по отношению к коллегам и судебной системе своей страны, поскольку сама до последнего времени являлась ее частью. Наверняка она не рассказала всего того, что происходило в действительности, ограничившись несколькими тезисами.
«Но и та часть правды, которую мы услышали, уже режет ухо, говорит о том, что и в американской независимой судебной системе есть серьезные недостатки», – добавил он.
Трунов отметил, что в деле Бута очевидна большая политическая составляющая. И судьба заключенного будет решаться не в области права, а в области политических договоренностей. «С позиции классической юриспруденции это тоже недопустимо. Но я думаю, к юриспруденции этот приговор имеет мало отношения. Думаю, рано или поздно его обменяют на кого-то», – заключил он.
Уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов также прокомментировал слова Шейндлин.
«То, что сейчас судья фактически это признала, что приговор неуместный – она использовала слово «inappropriate» – с этим трудно не согласиться, – сказал Долгов ТАСС. – Поскольку, конечно, мы согласны с адвокатами Бута и поддерживаем их работу относительно того, что приговор неприемлем и вина нашего гражданина не доказана. Тем более он осужден был за якобы намерение, как они говорили, нанести ущерб безопасности граждан США».
«Заявление Шейндлин лишний раз подтверждает наличие серьезнейших проблем в судебной системе США, избирательность и пристрастность в отношении, в частности, наших граждан – таких случаев немало», – добавил он.
При этом Долгов считает, что сохраняется возможность отправить Бута отбывать оставшийся срок на родине. «Мы надеемся, что адвокаты эту ситуацию не обойдут вниманием, я имею в виду ситуацию с признаниями Шейндлин, и как-то используют это в своей работе. Возможность есть всегда, она была и до этого, но этой возможностью не хотели воспользоваться американские власти», – сказал Долгов в эфире «России 24».
В целом Долгов надеется, что слова судьи о приговоре Буту «не останутся без внимания».
Жена Виктора Бута Алла заявила РИА «Новости», что судья фактически признала дело Бута сфабрикованным. «Фактически Шейндлин почти прямо говорит в интервью, что дело против Виктора было сфабриковано спецслужбами США, втянувшими его в подготовленный ими самими сговор, который по нынешнему американскому законодательству считается тяжким преступлением», – пояснила она.
Суд да дело
Еще в конце марта адвокаты Виктора Бута высказывали мнение, что отставка судьи, ведущей его дело, может усложнить защиту. Перед уходом Шира Шейндлин даже выражала готовность пересмотреть дело в случае, если бы защита смогла получить от Совбеза ООН документы, свидетельствующие о том, что санкции против россиянина были введены неправомерно, передавал ТАСС. И хотя эта возможность представлялась призрачной, как на нее посмотрит новый судья, остается вопросом.
Также в последнее время обсуждалась возможность обмена Виктора Бута и другого россиянина, сидящего в американской тюрьме, Константина Ярошенко, к примеру, на украинскую военнослужащую Надежду Савченко, получившую в России срок за причастность к убийству журналистов в Донбассе.
Однако в Вашингтоне заявили, что не рассматривают возможность подобного обмена. В Кремле также заявили об отсутствии информации по этому поводу.
Виктор Бут был арестован в Таиланде в 2008 году. В 2010 году его экстрадировали в США. В апреле 2012 года он был признан американским судом виновным в сговоре с целью продажи оружия группировке «Революционные вооруженные силы Колумбии» (РВСК), которая считается в США террористической организацией, и приговорен к 25 годам тюрьмы. Россия последовательно добивается возвращения Бута на родину.
Одновременно с Бутом в США отбывает 20-летнее наказание российский летчик Константин Ярошенко. Американцы признали его виновным в преступном сговоре с целью транспортировки крупной партии наркотиков. При этом Ярошенко испытывает проблемы со здоровьем. Так, в январе ему сделали операцию, но без подготовки, без выдачи необходимых лекарств. Ярошенко не раз заявлял, что власти США дискриминируют его права.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ